Введение во храм Пресвятой Богородицы. Хиландар (Афон), XVI век (фрагмент)

Сегодня мы празднуем Введение Богородицы во храм. Это событие мы не найдем в рукописном Священном Писании, для нас его сохранило Священное Предание. Христианская община первых веков сохранила для себя сведения, которые потом изустно передавались, а затем были записаны. Жизнь Пресвятой Богородицы описана в так называемом Протоевангелии Иакова, которое считается апокрифом. Но, тем не менее, Церковь приняла события, которые описаны в этом тексте, хотя они и не являются каноническими.

Мы вспоминаем сегодня, как Пресвятая Дева Мария была приведена своими родителями, Иоакимом и Анной, в Иерусалимский храм на воспитание. Из того же предания мы знаем, что Пресвятая Дева родилась у своих неплодных родителей совершенно удивительным, чудесным образом. Господь отнял поношение бесчадства с праведных Иоакима и Анны, и в глубокой старости эти люди получили такое благодатное счастье – иметь ребенка. И когда в их семье случилась эта радость, они дали обет Господу – посвятить свое чадо Ему. И вот в исполнение своего обещания они привели трехлетнюю девочку в Иерусалимский храм, где воспитывались девы, чтобы потом их обручить и выдать замуж за благородных и благочестивых людей.

Когда Матерь Божию привели к храму, по наитию Божию ей навстречу вышел первосвященник. В Иерусалимский храм вели высокие ступени. Когда человек в этот храм входил, он на каждой ступени читал один из псалмов, которые так и называются – Песнь степеней. Эти псалмы до сих пор сохранились в нашей Псалтири – это 18-я кафизма, которая начинается с псалма: «Ко Господу, внегда скорбети ми, воззвах, и услыша мя…» Эти удивительные песни давали человеку настоящее духовное осмысление того, что значит войти в храм Господень, что значит встретиться с Богом, что значит Его услышать и с Ним соединиться.

Предание говорит, что Пресвятая Дева без посторонней помощи эти высокие ступеньки преодолела и вошла в храм, потому что ей надлежало самой стать храмом Бога живого, ей самой надлежало стать в будущем приятелицей Сына Божия, небом, которое на земле принимает Бога, который становится для нас человеком и который идет на крест ради нашего спасения. Это событие сегодня и празднует Церковь. С этого момента вся жизнь Пресвятой Богородицы, еще маленькой девочки, становится непрестанным служением Богу, постоянным открытием своего сердца для Бога, постоянным вниманием самой себе и постоянным вниманием Богу.

Мы сегодня услышали евангельское чтение о Марфе и Марии. Когда Господь приходит в дом двух сестер, одна из них остается на кухне служить, готовить пищу, чтобы накормить Христа и Его учеников, а другая, оставив обычное женское занятие, у ног Христа внимательно слушает Его слова. И когда Марфа начинает сердиться на свою сестру, что она её одну оставила служить, Господь говорит, что она, Мария, избрала благую честь, которая никогда от неё не отнимется. И дальше в Писании говорится, что одна женщина, видя это, сказала: «блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» И Христос тогда говорит: «Гораздо блаженнее те, кто умеют слышать слово Божие и хранить его». Казалось бы, в этот момент эта женщина восхвалила Деву Марию за то, что она родила Христа. Когда читаешь это Евангелие, кажется странным, что хвалят Его мать, а Он отвергает эти похвалы. А на самом деле это не так. Он учит нас понимать, что самое высшее в служении Пресвятой Девы не только то, что она родила Христа, но и то, что она, как никто другой на Земле, умеет слышать слово Божие и хранить его. Она глубже всех это слово сумела воспринять. Она лучше всего сумела этому слову себя раскрыть. Она с этим словом так сочеталась, что потом стала высшей Херувим и без всякого сравнения славнейшей всех небесных воинств. Вот что делает слово Божие с человеком. Вот каким образом слово Христово может каждого из нас преобразить, если мы тоже научимся хоть немножечко внимать тому, что написано в Евангелии, тому, что Христос нам дает как Свое Слово Жизни. Это слово, как говорит Апостол Павел, как меч обоюдоострый, способно каждого из нас рассечь, разделить наши ум и душу, помышления и намерения сердечные – и судить каждого из нас, если мы не будем глухи к нему, если мы не закроем наших ушей и нашего сердца, если мы не будем слышать шум этого мира, который постоянно нас окружает, а будем внимать слову Божию. И если мы будем ему внимать, тогда и наша жизнь сможет стать служением Богу, так же, как стала жизнь Пресвятой Девы Марии. Тогда и мы свою жизнь положим на такое восхождение к Господу нашему Иисусу Христу, на постоянное стремление ввысь, как эта лестница, ведущая к храму иерусалимскому, потому что мы научимся слышать слово Божие и хранить его.

протоиерей Алексий Уминский

Related Post

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *