Выше видимого над нами неба со всеми его планетами, выше бесконечных космических пространств, в которых плавают наши замечательные, человеческими руками созданные космические корабли, выше всей Вселенной, всего мира, созданного Богом, простирается духовное небо. И ещё полыхают зарницы светоносного сияния Славы Божией, перед духовным лицезрением которой Церковь нас поставила всего несколько дней тому назад, в день празднования Преображения Господня.

Сегодня отсвет этих светозарнейших зарниц несотворённого, нетварного света Славы Божией сияет с особой ясностью и с особой силой, потому что сегодня — Успение Божией Матери. Успение — это смерть. Вы спросите, почему же сегодня в мире будет сиять Слава Божия, почему же сегодня в этом духовном над нами небе столько Света Славы Божией? Ведь смерть… В смерти мы всегда с вами видим больше печального, скорбного, тёмного, чем светлого, радостного, Славы. Но Успение Божией Матери — есть Её прославление. Какое оно, прославление, и в чём оно состоит?

Божия Матерь была совершенно таким же человеком, как мы с вами. Мы подзаконны страшным последствиям первородного греха Адама, последствиям страшным, и среди них самому страшному — смерти. Божия Матерь была смертным человеком, и Она предчувствовала, что умрёт. И когда Она почувствовала приближение смерти, то обратилась к Сыну Божию, а по человечеству — Сыну Своему, с просьбой: «Сыне, прими Дух Мой, прими душу Мою, которая отделится в смерти от тела.» И вот, по сохранившемуся Преданию, по учению Церкви, подтверждаемому богослужениями, иконографией, в час кончины Сын Божий явился принять Её душу, принять Её Дух со всею Славою Божественною, со всеми ангелами! Это была та самая Слава, лучи которой видел мир на Фаворской горе в час Преображения Господня.

Принял Сын Божий Душу Богоматери в Славе Своей, а тело Её ушло во гроб в тридневие. Но это таинственное тридневие, которое было у Богоматери, не такое же, какое было у Спасителя в Его таинственном тридневном субботствовании во гробе. То было активное состояние. Помните? — Спаситель во ад нисходил за гробом. А здесь был простой удел человеческий, которого никто не может миновать, освобождаясь от тела смертного для того, чтобы облечься в тело воскресения, что будет с каждым из нас.

Из учения Святой Церкви, святых отцов, мы знаем, что пребывание во гробе смертного нашего тела — непростое. Тело распадается не до конца, не до самого последнего атома, а что-то, какая-то частица этого тела смерти остается, и его принимает тело воскресения. Вы помните, Спаситель в воскресшем Своем теле проходил через затворённые двери, через стены, но язвы гвоздиные были на этом теле. Это было не то, и в то же время — то тело, в котором Он жил на земле. Тело воскресения будет и у нас, у каждого человека.

Но если во гробе распадающееся наше тело, как учат святые отцы, очищается от страшной скверны здешней, земной жизни, то телу Пречистой Девы очищаться было не от чего. Поэтому Она восстает силою той же Славы Божией, с которой встречает Её Спаситель, силою той же Славы Божией Она воскрешается и возносится на духовное небо. И, как вы слышали в сегодняшней литургии, ангелы, Успение Пречистой видевши, удивились, как Дева возносится от земли к небу. Это вознесение и есть прославление тела Богоматери. Божия Матерь была творением Божиим, и вот это творение возносится к самому Богу и увенчивается Славой Божией, той самою Славой Божией, которой был осиян Христос на горе Преображения. Вот он венец — царственный венец! Божия Матерь, становится Небесною Царицей и становится рядом с Царём Небесным.

Это и есть прославление Божией Матери. Это и происходит в Успении. И потому-то Успение мы празднуем так особенно, торжественно, так любим этот праздник, и такое он имеет огромное значение. Ведь творение — тело Богоматери обоживается, покрывается Славою Божией. А это творение есть частичка тварного мира. Значит, тварный мир какой-то своей частичкой участвует в этом прославлении Славою Божией. Что это значит? Это значит, что тварь, наша земля, наше небо уже превращается в Успении Божией Матери какой-то своей частичкой в Новое Небо и в Новую Землю. Это значит, что завершается цель Творения Божиего. Вся тварь, всё творение имеет цель. Оно было «добро зело», когда вышло из рук Творца. Оно, творение, имеет цель это «добро зело» раскрыть в себе. И оно раскрывается в Успении и прославлении Божией Матери — достигнута цель творения, «оправдалась премудрость в чадах своих», говорит Писание. Вот это и происходит в Успении Божией Матери, которое есть Её прославление.

Творение стало Богоматерью, Богоприемлющей, Обоженною. И зарницы лучей Славы Божией, в которых стоял Христос на Фаворской горе и сейчас сияют над нами в небесах, в духовном небе. В этом смысл, в этом значение сегодняшнего праздника Успения. Но об этом смысле, об этом значении прославления Божией Матери в Успении вы услышите во время чинопоследования погребения Божией Матери, которое будет совершаться у нас в храме сегодня вечером.

Божию Матерь мы называем сердцем Церкви. Но Она не только сердце Церкви Христовой. И хотя это почти одно и то же, Она — сердце земли, Мира, Вселенной. Как холодно, как пусто в тех христианских храмах, в которых нет иконы Божией Матери, которые не знают Её почитания! Это мы с вами очень хорошо знаем, чувствуем и понимаем. Божия Матерь, Она не только Матерь Богочеловека, она мать каждого из нас. Нам поэтому так тепло. И не только тепло: какая сила этой материнской любви простирается к каждому христианину, каждому из нас, почитающих Её Богоматерью! Божия Матерь в смерти своей мира не оставила. Об этом мы тоже знаем из богослужений наших. «В Рождестве девство сохранила еси, во Успении мира не оставила.» Но надо сказать больше, Она не только мира не оставила, Она не только здесь как Царица Небесная, как заступница наша, как Матерь наша на Небесах, Она стоит у тех врат, через которые каждый из нас пройдет — у врат смерти, по ту сторону, в загробной жизни. Если кто-нибудь из вас читал или слышал молитвы на исход души, которые есть в нашей Церкви (они читаются когда умирает человек), то вы бы обратили внимание на то, что они обращены главным образом к Божией Матери. Почему? Да потому, что Она стоит первой там, за гробом, и встречает каждого из нас, уходящего туда. Встречает как любящая мать, для того чтобы помочь нам пройти тем страшным путём мытарств, которым мы идём за гробом на суд Божий. Вот почему молитвы, которые мы творим, с которыми мы обращаемся во всех обстоятельствах нашей жизни к Божией Матери, они, конечно, должны ежечасно и гораздо чаще, чем ежечасно повторяться каждым из нас!.. Они непременно должны рваться всегда из нашей души с самой искренней сыновней любовью, преданностью и верностью Божией Матери, всегда!

 

протоиерей Всеволод Шпиллер

Related Post

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *