«Просил я стража, который стоял у дверей нового года:
Дай мне свет, чтобы я с уверенностью мог вступить
безопасно в неизвестное… И он мне сказал: Вступи во тьму,
и вложи руку твою в руку Божию, – это будет для тебя лучше,
нежели свет, и вернее известного пути».
Перед тем, как мы помолимся, я хотел бы сказать несколько слов, чтобы затем нам молиться вместе более убежденно, единым сердцем и единой мыслью,
Из года в год я говорил о наступающем Новом годе, как о снежной равнине, ничем не запятнанной, чистой; и особое внимание я обращал на то, что мы со всей ответственностью должны вступать на эту еще не запятнанную белизну, потому что в зависимости от того, как мы будем по ней ступать, мы или проложим на этой равнине дорогу, согласную с волей Божией, или оставим на ней блуждающие следы, которые только запятнают снежную белизну.
Но в наступающем году, может быть, больше чем когда-либо мы не должны забывать одного: эту белизну, эту неизведанность окружает мрак, нависая над ней как бы сводом; мрак с малым – а может быть и большим – количеством звезд, но все же мрак, густой и непрозрачный, угрожающий и страшный. Мы сейчас расстаемся с годом, когда мы все этот мрак могли чувствовать, и насилие и жестокость его все продолжаются. Как мы отзовемся на это?
Было бы наивно и очень не по-христиански просить Бога защитить нас от этого зла и сделать Церковь мирным пристанищем, когда вокруг мира нет. Вокруг – раздоры, вокруг – напряженность, обескураженность и страх, вокруг – насилие и убийства: мы не можем просить о мирной жизни для себя, если этот мир не распространяется за пределы Церкви, если он не рассеивает эту тьму, как лучи света.
Один западный писатель сказал, что христианин это тот, кому Бог поручил ответственность за других людей, и мы должны быть готовы эту ответственность понести. Через несколько минут мы будем призывать и на грядущую неизвестность, и на этот мрак величайшее из благословений, которое произносятся в наших богослужениях: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа» – благословен Бог царствующий… Эти слова произносятся редко: в начале Литургии, в благословение Нового года и в такие моменты, когда время и вечность соединяются, когда глазами веры мы можем видеть, как вечность переплетается со временем и побеждает его.
Христианин – это тот, кто должен быть способен видеть историю так, как ее видит Бог: как тайну спасения, но также и как трагедию человеческого падения и греха. И перед лицом того и другого мы должны найти свое место; Христос говорит в Евангелии: Когда вы услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: поднимите головы ваши… В сердце и в жизни христианина нет места для трусости, малодушия и страха: они все рождаются от себялюбия, заботы о себе – даже если это страх за любимых.
Бог есть Господь истории, но мы должны быть со-трудниками Богу, и мы посланы Им в мир для того, чтобы привести этот нестройный град человеческий в гармонию, которая назовется Градом Божиим. И мы должны помнить слова Апостола, сказавшего: кто захочет работать Господу, того поведут на судилище; и другие слова: Не бойтесь суда огненного… В нашем мире мы должны быть готовы, что нас могут привести на суд, и мы должны быть готовы на этом суде устоять – может быть, со страхом в душе по слабости нашей веры, но устоять непоколебимо в служении Богу и в служении людям.
И когда мы оглядываемся назад, на прошедший год, то слова ектеньи бьют и осуждают нас. Мы просим Бога простить нам все, что мы сделали – или чего, наоборот, не сделали в прошедшем году. Мы говорим, что мы – православные: быть православным не значит только исповедовать Евангелие в его целостности и провозглашать его во всей его чистоте, но означает нечто гораздо большее: это значит жить в соответствии с Евангелием, и мы знаем, что Христу нельзя принести ничто меньшее, чем все величие человека в благовестии любви и поклонения.
И нам есть в чем каяться, потому что кто, глядя на нас, скажет, как люди говорили о ранних христианах: Как они друг друга любят!.. Кто скажет, глядя на нас, хотя бы, что мы обладаем пониманием жизни, любви, которая делает нас непохожими на других, которая заставляет других удивляться, – откуда такая любовь, кто дал ее этим людям, как могут они выстоять испытание суда? И если мы хотим, чтобы этот год был достоин Бога и нашего христианского призвания, святого имени православия, мы должны, каждый из нас и все сообща, быть для всех, для каждого человека, у которого может оказаться нужда в нас, образом того, чем человек может стать и чем община может стать под водительством Бога.
Станем же молиться о прощении, что мы так далеки от нашего призвания, станем молиться о силе духа, о мужестве, о решимости идти мимо себя, не ставить себя ни во что, взять на себя крест свой и последовать по стопам Христа, куда бы Он нас ни позвал.
Быть может, мы должны сегодня принять решение быть верными своему призванию, и начать Новый год с мужеством. Аминь!
митрополит Антоний Сурожский