«Сей день… Господень… радуйтеся, людие!» (Стихира 2 на литургии)
Так взывает ныне Святая Церковь, как бы опасаясь, чтобы кто-либо из нас, по невниманию или другим причинам, не остался без участия в радости настоящего дня. Что же находит она в этом дне особенно радостного?.. То, что он есть день Господень! Без Его всемогущей силы Иоаким и Анна не произрастили бы плода, от коего питается теперь вся вселенная. Если мы не можем сказать, чтобы Спаситель мира не явился в мире, когда бы не было Марии, то можем и должны исповедать, что Он явился в мире не прежде, как произошла на свет Мария, и явился от Марии. Посему одно рождество Бога Сына превосходит важностью рождество Богоматери. Человечество, пройдя долгий ряд очищения и освящения в сонме патриархов и всех святых Ветхого Завета, явилось наконец в Марии на той степени чистоты и совершенства, на коей оно могло соделаться вместилищем Бога Слова. Таким образом, рождением Марии разрешилось неплодство не только Иоакима и Анны, а всего рода человеческого, а посему оно есть торжество поистине всемирное: «Сей день… Господень… радуйтеся, людие!» Радуйтеся явлению Той, Коея Сын действительно «сотрет главу змия» (Быт.3:15), Которая будет иметь столько веры и любви, что не усомнится сказать Архангелу: «се, Раба Господня, буди Мне по глаголу твоему» (Лк.1:38), Которая Своею плотью и кровью будет питать ту Плоть и Кровь, без вкушения коих нет для нас живота вечного, Которая в состоянии будет стоять на Голгофе и слышать со креста: «…Жено, се сын Твой» (Ин.19:26), Которая, соделавшись честнейшею Херувим, не престанет простирать над родом человеческим Своего благодатного покрова: «радуйтеся, людие!»
Много ныне для нас причин к радости, но все они останутся без прочного действия над нами, если не присоединится еще одна причина радования духовного. Это – участие в тех благах, которые проистекали для рода человеческого от рождения Богоматери, яснее сказать, участие в заслугах Сына Её, нашего Спасителя и Господа, то есть в освящении благодатью Его, в наслаждении миром, правдою и радостью о Духе Святом Им для нас приобретенном. Кто познал истинно своего Спасителя, предал Ему себя навсегда и соединился с Ним в духе, принял от Него свет для ума, покой для сердца, нашел в Нем жизнь вечную, тот не может не благоговеть при одном имени Матери Его, ибо знает, что где Сын, там и Матерь, и где Матерь, там и Сын. А кто христианин по одному имени, дышит духом мира, а не Христовым, работает плоти и страстям, не знает на опыте, что значит быть спасенным от грехов, и как дорог для человека Искупитель, и как много, по тому самому, мы обязаны тем людям, которые удостоились послужить ближайшим образом тайне воплощения, и в числе коих первая есть Матерь Иисусова, тому сколько ни говори о важности настоящего дня, он останется холоден и не может ощутить истинной радости, ибо в его сердце нет никакого союза со Спасителем и Его Матерью. Для такового все равно, если бы не было Самого Спасителя.
Вся сила, говорю, в деятельном христианстве, – в жизни по учению веры. Одна эта жизнь производит в нас истинное участие в Таинствах нашего спасения, и делает для нас действительно важными и радостными все праздники Божии. Без того можно иметь вид радости, можно предаваться шуму и веселью мирскому, но истинной христианской радости иметь нельзя. Ибо без жизни по вере, мы чужды Христу, и Христос нам; даже находимся в состоянии вражды с Ним, а у враждующих какое общение радости?
Итак, не удивляйтесь, если я, начав приглашением всех от лица Церкви к радости, окончу приглашением некоторых к сокрушению о грехах. Что делать, когда многие неспособны радоваться духом!.. Лучше восскорбеть плотью, чтоб потом стяжать радость духа, нежели навсегда потерять ее, радуясь непрестанно радостью плоти и чувств. Кто обратится к покаянию, тот вдруг почувствует всю важность настоящего дня, и как отраден он для грешников! Ибо для истинно кающегося нет ничего драгоценнее Спасителя, а где Спаситель, там и Его Матерь!
святитель Иннокентий Херсонский