В это воскресенье, предпоследнее в Великом посте, Церковь ставит наш духовный взор перед образом великого подвижника и угодника Божия святого Иоанна Лествичника.

Жил св. Иоанн Лествичник очень давно — в VI веке. Он умер в середине VI века. Подвизался в монастыре на Синайском полуострове. Пришёл он в этот монастырь 16-летним юношей, успев получить очень хорошее по тем временам образование. Когда ему исполнилось 20 лет, старец его постриг в монашество, и он при этом старце прожил 19 лет в скиту около монастыря на Синайской горе. А потом 40 лет подвижничал один, причём он жил главным образом в ските около монастыря, а не в самом монастыре. Каждое воскресенье спускался с горы в монастырь, причащался. Предание нам говорит также и о том, что он приходил каждое воскресенье в монастырь и для того, чтобы о своей духовной жизни поговорить с монахами и проверить себя, не ошибается ли в чём-нибудь, идя путем особого подвига. И так — 40 лет… Умер он в глубокой старости — 80-ти лет. Вот некоторые данные из его жизнеописания.

Но они бы ничего нам не говорили, если бы мы не знали ещё и того, что он оставил 30 книг. Так как каждая книга не такая большая, то эти книги называются просто «словами». 30 слов Иоанн Лествичник оставил. Они — совершенно замечательны! Именно из-за этих слов Церковь наша и назначила одно из воскресений Великого поста посвятить ему. О чём в них идёт речь?

Это лествица восхождения в духовной жизни к духовному совершенству. Первое слово (первая книга) говорит об общих началах христианской, подвижнической жизни. Книга вторая — о покаянии, третья — о борьбе со страстями (тоже общие начала). А потом, следующая книга — о борьбе с главными страстями, которые более всего мучают людей. Начинается эта книга с борьбы со страстью чревоугодия, потом — плотская страсть, корыстолюбие, тщеславие, уныние, печаль. И последняя книга — о последней ступени на этом духовном пути восхождения — о духовном совершенстве.

В одной из этих книг есть такие слова: «Душа часто в переживаниях своих грехов замыкается в этом видении греха как в темнице. И тогда отдаётся печали и больше чем печали — ужасу, видя то, что с ней происходит». И вот как раз Иоанн Лествичник учит, как освободиться душе, как уйти и от этой печали, и от этого ужаса.

Для нас сейчас ступени восхождения в нашей духовной жизни к совершенству как-то мало интересны… Мы мало интересуемся по-настоящему духовной жизнью. И часто бывает, что христианин, я бы так сказал, со средненормальным современным христианским сознанием живёт и думает, что он живёт духовной жизнью и действительно поднимается по какой-то лествице от одного духовного состояния к другому. Но на самом деле, к сожалению, это поступенное восхождение бывает очень редко именно потому, что у нас нет настоящего понятия о том, что такое добродетель и что такое грех, что такое страсть, которая порождает грех.

И вот, повторяю, во время Великого поста одно воскресенье посвящается Иоанну Лествичнику, потому что он учит нас восхождению, он говорит, что оно возможно. Вот по этой лествице иди, вот так и так борись со своими страстями, и ты взойдешь на ту высоту, на которой будешь святым! Поэтому Церковь в это воскресенье, предпоследнее в Великом посте, ставит нас перед образом Иоанна Лествичника. И сразу же после него пред нашим духовным взором ставит Марию Египетскую — на этой неделе будет стояние Марии Египетской, вслед за чем будет прославление, похвала Богородицы. Потому что, по этой лествице если будешь восходить, то можешь дойти до состояния Марии Египетской, поднявшейся из глубины своего падения и ставшей так высоко, что она могла во время молитвы стоять в воздухе над землёй! А затем — Похвала Богородицы: так высоко может человек взойти, что женщина может стать Матерью Божией, что она, Приснодева Мария, достойна дать плоть человека Самому Богу, воплощающемуся от Неё — нашей славы, славы всего человеческого рода. В такой осиянности проходит Великий пост… Вот к чему может привести настоящее покаяние!

Великопостные воскресенья говорят, что путь покаянный — это путь веры в Бога, в Его силу, и путь веры в человека, в человечность, которая призвана стать Богосыновством. Покаянный подвиг не есть нечто саморасслабляющее (»Ах, какой я плохой, какие они все плохие, чего стоит человек!») Как раз обратное: покаянный подвиг укрепляет, утверждает веру в человека и в человеческие силы, от которых нам не надо отворачиваться, отрицаться, а надо в себе их раскрыть в покаянном подвиге. И вот такие отцы как Иоанн Лествичник учат, как это делать, как раскрыть в себе всё то, что дано человеку для того чтобы жизнь построить по призванию, которое получил человек, по зову, идущему сверху. Человек так много получил, он так много может с собою сделать! Только бы сопротивление греху было настоящим…

Преподобный Иоанн говорит, что жизнь по-настоящему человеческая начинается со смирения и смирением сопровождается до самого конца. Как только человек теряет что-то в смирении, какими бы он добродетелями ни был бы украшен, они все пропадают, исчезают! Оно и понятно: когда одна, только одна какая-нибудь страсть овладевает нами (скажем, то же самое осуждение, или гнев),то мы отдаём себя во власть князя мира сего — дьявольской власти. Конечно, тогда уничтожаются все добродетели. Поэтому нужно стремиться во всём быть верным Богу и решительно во всём и всегда проявлять смирение. Когда его нет — ничего нет! Нет тогда любви… Смирение — та добродетель, которая раскрывает в нас настоящую любовь к Богу и к человеку, к людям. Вот почему мы сегодня празднуем память св. Иоанна Лествичника.

Позвольте каждому из вас пожелать в вашей духовной жизни идти по этой лествице постепенного восхождения к Богу. Иоанн Лествичник говорит, что простить грех Бог может сразу. (Это мы знаем — так бывает на исповеди. Священник отпускает грехи не своей, конечно, властью, а Божией). Но простить грех — это одно, а подниматься по ступеням лествицы, ведущей к духовному совершенству, если и не к святости, то во всяком случае в высоту настоящей духовной жизни — это делается очень медленно, очень постепенно в течение всей жизни. Но оно возможно и приводит на ту высоту, где душа начинает дышать совсем особым чистым, как в горах, воздухом. И оттуда человек спускается на землю преображённым и уже может продолжать свою жизнь вдохновенно и одухотворённо. Отвергаться, губить плоть мы не должны. Мы должны её преображать. И в этом постепенном восхождении горе она преображается. Не надо забывать, что в плоти воскресать будем, что в другом, духовном мире у Бога, человек будет стоять в цельности своей — со своей душой, и со своим телом, преображённым этим постепенным восхождением по лествице, о которой говорил и учил преподобный Иоанн.

Молитвами преподобного Иоанна Лествичника да поможет нам Господь идти этим святым путём восхождения к духовному совершенству!

 

протоиерей Всеволод Шпиллер

Related Post

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *