Похвала Пресвятой Богородице

PohvalaЕсли человек внимательно посмотрит на себя в сопоставлении с окружающим его пространством, то увидит, насколько он ничтожен, и, несомненно, придет к выводу, что является малой песчинкой в океане Божественного мироздания. А если посмотреть на себя с учетом присущих нам особенностей и сложностей характера, то, несомненно, придешь к выводу, что человек еще и уязвимое существо, порой беспомощное и беззащитное. Но это одна сторона. Есть и другая, более важная: в сущности своей человек — дивное, таинственное и прекрасное, Богом сотворенное существо, с огромными духовными возможностями.

Господь пришел на землю и воплотился ради человека. Он благоволил сродниться с человеком не только духовно, но и плотски, освятить нашу человеческую плоть, прославить и вознести ее до небес. Для нашего освящения и соединения с Ним Он основал Церковь и дал нам спасительные таинства.

Господь вновь и вновь приходит к каждому в Таинстве святой Евхаристии. Причащаясь Пречистого Тела и Крови Его, мы соединяемся с Ним навеки.

Святой Симеон Новый Богослов, великий афонский подвижник XI века, однажды после причащения святого Тела и Животворящей Крови, возвратившись в свою убогую келью, пережил радость и ощутил по-настоящему Господа, приходящего к человеку в Таинстве святого Причащения. «Удивляюсь и трепещу, — говорит Симеон Новый Богослов, — созерцая свое немощное тело. Мои немощные руки стали в этот момент руками Христовыми; мое немощное тело стало частью тела Христова; меня пронизало Божество, я сочленился и приобщился Христу, я исполнился радостью Духа Святого».

Это счастье дано каждому верующему человеку. Им живет Святая Церковь, проповедующая Христа распятого и воскресшего, вечно торжествующего.

Христос благоволил родиться от Духа Святого и Марии Девы. Благословенная и Пречистая Дева — Избранница Божия. Она избрана от рода человеческого. Послужив великой тайне Боговоплощения, Она остается навсегда «лествицей», низведшей нам Бога и возводящей нас к Нему. Своим предстательством, Своей материнской любовью Она соединяет нас с Богом, возводя от гибели к спасению, от земли к небесам.

Вот почему, братия и сестры, прославляя имя Христово, Церковь из рода в род прославляет и Пречистую Преблагословенную Матерь Его. Мы славим Ее за величие Ее любви к Богу и людям, за твердость веры, за ангельскую чистоту, за смирение, за всецелую преданность воле Божией, за все добродетели, которые Она принесла Богу от имени всего человечества. Мы ублажаем Ее различными молитвами и песнопениями. Мы славим Ее акафистным пением, в котором каждое наше обращение к Ней начинается словом «радуйся».

И это не случайно. Как все мы, земнородные, нуждаемся в радости каждый день и каждый час нашей многотрудной земной жизни! Обращаясь к Божией Матери с этим словом «радуйся», мы приносим Ей наше человеческое желание, нашу христианскую исповедь, нашу потребность в радости совершенной, христианской, победной. Обращаясь к Ней со словом «радуйся», мы приобщаемся Ее совершенной Божественной радости, превосходящей всякое понимание счастья и блаженства.

Мы называем Божию Матерь Обрадованной, Радостью нашей, Радостью всех скорбящих. Каждую среду здесь, в этом богоматернем храме, мы часто повторяем: «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором».Божия Матерь обрела неизреченную радость у Бога и в Боге. Путь к подлинной радости для каждого человека должен быть таким, каким он был у Богоматери. В момент Благовещения приветствие Архангела заключало в себе слова: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!». Эти слова Архангела легли в основу нашей излюбленной молитвы: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах…». — «Господь с Тобою!» — вот источник радости и сама радость. Необходимо быть всегда с Господом, и тогда Господь будет с нами.

Каждый из нас призван к радости, к причастности (по апостолу Петру) Божественной природе. Вот почему святой апостол Павел призывает верующих людей: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Флп. 4,4); «всегдарадуйтесь» (1 Фес. 5,16); «радуйтесь с радующимися…» (Рим. 12, 15).

Как же можно откликнуться на такой вдохновенный призыв апостола, как это возможно всегда радоваться, когда в жизни столько поводов к рыданию, отчаянию и скорби? Если апостол Павел призывает к этому, значит, возможно как непрестанно молиться, так и непрестанно радоваться. Слова апостола — не пустые слова. Это слова всей его жизни, всего его огромного личного опыта. В том, что возможно всегда радоваться, уверяет нас пример многих святых людей Божиих и особенно пример Самой Пречистой Богоматери. Она всегда оставалась на вершине Божественной благодатной радости: и в момент Благовещения, и в момент Рождества Христова, и на Голгофе, и у гроба, и в момент Христова Воскресения, и в момент Вознесения Своего Сына.

Радуясь о Господе, каждый поймет, что он радуется о жизни, о всем прекрасном, о самом себе.

Радуется Благодатная оттого, что Господь с Ней. Если же одолевает нас иногда скорбь житейская, то значит, мы забыли, что Господь с нами. Если мы отчаиваемся — значит, не помним, что Господь с нами. Иногда мы сознательно пытаемся забыть, что Господь везде и всегда с нами. Кажется, что так легче жить, так проще грешить, так и совесть спокойнее. Но Господь — Сердцеведец. Он вездесущ, Он всюду с нами.

Славя Божию Матерь, будем наслаждаться радостью, которой мы Ее приветствуем и в которой ищем для себя утешения. Необходимо растворять все свои дела, слова и мысли сознанием присутствия Бога и радости о Нем.

На жизненном пути мы не одиноки: с нами Бог, с нами Его Пречистая Матерь. Она шествует с нами по крестным дорогам земной жизни. Ее помощь и радость всегда с теми, кто ищет Бога и спасения, кто ищет встречи с Ней дома и в храмах, кто любит людей и приносит им радость участливыми словами, добрым советом, полезным делом. За всех пострадал Ее Сын, наш Спаситель, за всех болезнует и о всех молится Его Пречистая Матерь. Сознавать это уже — достаточно, чтобы быть счастливым и радостным, чтобы в радости повторять: «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором».

 

 

Блаженнейший митрополит Владимир

Related Post

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *