В сегодняшнем чтении апостол Павел нам говорит, что крестом Христовым мир распят для него и он, Павел, распят для мира. Что это значит? Павел не был распят физически, не был распят и мир; но в древнем понимании этот образ гораздо яснее. При распятии обе руки жертвы насильственно, безжалостно разнимались врозь и пригвождались ко кресту, так что никогда, никогда они не могли больше встретиться — вот о чем говорит Павел. Крестом Христовым мир был отторгнут от него и стал ему полностью чуждым, мир, которого он не может больше достичь, которого он не хочет больше достичь, мир, который не только отнят у него, но который и он отвергает, отталкивает от себя. И тем самым Павел стал чуждым миру, потому что мир не может больше принять его на условиях Христовых, на тех новых условиях, на которых он, Павел, живет.
Мы должны задуматься о себе самих, когда мы слышим такие слова и видим такие образы. Павел был врагом Христа, он отправился из Иерусалима в Дамаск для того, чтобы истребить Его учеников как обманщиков и хулителей; и на пути он встретил Христа лицом к лицу. И в это мгновение Христос стал его Господом, стал его Богом, и ничего не осталось, кроме Христа, что было бы для Павла сколько-то значительно. Его сердце было достаточно широким, достаточно великим, чтобы, услышав призыв Христа, отозваться на него всем существом, всей жизнью, что бы с ним ни произошло.
Этот рассказ о распятии — рассказ, который мы слышали так часто, большинство из нас — с детства; или он дошел до нас, когда мы были молоды. Было мгновение, когда наше детское воображение отозвалось глубоким чувством; а потом мы стали, как бывает со всеми нами, невосприимчивыми, нечуткими к этой эмоции; она стала фактом нашей веры и перестала быть событием нашей жизни… И в другом отрывке апостол Павел сказал, что для него Христос — всё в жизни. Потому что если Христос действительно то, чем Он был — что можно поставить рядом, что может сравниться с этим? Задумайтесь на мгновение, что случилось бы, если бы кто-нибудь, кого вы любите или кем восхищаетесь, оказался жертвой насилия, убийственной жестокости других людей, потому что он стоял, стоит за что-то, что для него важнее, чем сама жизнь: за твою собственную жизнь, чтобы спасти тебя, лично. Могли бы вы вернуться к тому, что повлекло его смерть? Могли бы вы — мы — дальше играть жизнью? Могли бы мы жить безрассудно? Могли бы мы избрать зло, как бы мы ни пытались прикрасить его так или этак? Могли бы мы творить что-либо, зная, что потому что мы сделали этот выбор —может быть, пустячный, но убийственный — любимый человек или просто вообще человек, которым мы восхищались и любили, должен умереть из-за этого? Пьяный водитель автомобиля — один из примеров, но есть столько путей, которыми мы бываем разрушительны один для другого…
И есть героические пути, которыми люди отдают жизнь за других, потому что другой, другая были безрассудны, безответственны, — даже не так уж грешны, как им казалось, а просто безрассудны! — но эта безрассудность означала для другого смерть.
Каково же наше стояние? Может ли кто-либо из нас повторить слова, сказанные Павлом здесь, в его послании, или в другом отрывке, когда он говорит, что для него жизнь — Христос? Христос есть жизнь, и Павел желал бы умереть вместе с Ним, потому что жизнь на земле — разделение от Христа, а его единственное стремление — быть воссоединенным со Христом.
Задумаемся над этим. Эти слова Священного Писания не являются нам осуждением, обвинением, но они нам призыв. Павел говорит: я знаю, что значит найти вечную жизнь; я знаю, что значит найти Христа, найти всё, что в жизни имеет ценность, в противоположность всем тем вещам, которым мы служим рабски… Найди их, сказал бы он нам; вернись обратно в свою душу, в свое прошлое, к первому мгновению, когда Христос вошел в твою жизнь, в твое сердце, к мгновению дива, чуда, мгновению радости, мгновению освобождения, а затем помни это и живи этим, отложив всё темное, всё мертвящее, безжизненное, уродливое. Выбери свет, выбери жизнь, выбери радость — всё это содержится в имени Божием и в любви Божией во Христе.
митрополит Антоний Сурожский