Иудеи делили людей на «своих» и «чужих». Такой подход к людям не применим для христианина, но для иудея того времени он был вполне нормален: народ Израиля намеренно выделял себя среди других людей. Поскольку был создан для того, чтобы не быть похожим на языческие племена, но нести Миру Божественный Свет. Суть конфликта с самарянами заключалась в том, что иудеи считали, что совершать богослужение можно только в Иерусалиме на Храмовой Горе, а самаряне не придерживались этой традиции. С Воплощением Господа все изменилось. Отныне нет причин для разделения людей, но все должны жить в мире и согласии, составляя единое тело Христово – Церковь. «Бог есть Бог всех: всех сотворил Господь, всех объемлет Его любовь, ко всем пришел Христос, ради всех Он жил, ради всех Он умирал, для каждого Он пережил Богооставленность, и в таинственный, страшный ад каждого человека Он вошел. Ученики еще делили людей на своих и чужих; Христос всех объемлет одной любовью… Так ли мы относимся к людям? Не делим ли мы их на «своих» и на «чужих», на друзей и на врагов?», – спрашивал митрополит Антоний (Сурожский). Откровенно говоря, редко когда получается относиться ко всем спокойно и доброжелательно. Тот нас когда-то обидел, этого подвели мы сами… И вот из таких «кусочков» складывается очень неровное отношение к людям, мозаика мелких ссор и неприятных ситуаций. Вроде как обычная жизнь, но как далека она от Евангельского образца! Понимаешь, что надо прощать ближним, но периодически возникает вопрос: а почему? И тут вспоминается отрывок из одного древнего текста: «Господи, почему я должен терпеть этого человека? – Потому что Я его сотворил!». Действительно, какой может быть разговор о «своих» и «чужих», если у всех людей один Отец – Господь? Возникает вопрос о месте Бога в нашей жизни. Не в той, которая должна быть, а в реальной. Услышав от Христа, что он Мессия, самарянка бросила все, забыла, зачем пришла к колодцу, и побежала в город, чтобы поделиться с людьми вестью об увиденном чуде: в Мир пришел Мессия! Как сказал архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «эта единственная встреча Христа и самарянки для жены-грешницы и для всего мира оборачивается встречей с Живым Богом, ибо здесь, у кладезя жизни временной, впервые забил для мира неведомый доселе источник Жизни Вечной». «Кто, слыша наше слово, готов все бросить, все напрасные поиски, для того чтобы прийти ко Христу, Который есть и Истина, и Путь, и Жизнь? Наше свидетельство тускло, бледно; ее свидетельство было подобно пламени; оно было прозрачно, как свет: люди слышали свидетельство и не видели женщину. Когда мы говорим, как часто люди видят только нас и не слышат слова, которое звучит, которое должно было бы прогреметь через нас, через нашу прозрачность доходить до них, как жизнь», – говорит в одной из проповедей митрополит Антоний. Впечатление самарянки было сильным. В том числе и потому, что даже эта простая женщина, ведущая далеко не праведный образ жизни, размышляла о том, где и как правильно поклоняться Господу. «Самаряне не знали Истинного Бога, но вера их была живой, хотя и неумелой и неосознанной… для Христа Спасителя, для учения Его, дарованного земле, нет ни эллина, ни иудея, нет ни раба, ни свободного, но есть человек, к сердцу которого обращена Его любовь», – говорит архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Женщина многого не знала, но хотела узнать Истину и была готова принять ее всей душой. Она не строила себе иллюзий и честно сказала о том, какой образ жизни вела. Собственно, зачем было лгать незнакомому человеку и кривить душой? Он говорил о том, что ее волновало, и это было главное. Что же делать, чтобы не уподобиться не принявшим Христа иудеям? «Жажда истины – вот первое условие, необходимое нам, чтобы, подобно самарянке, встретить в жизни Живого Бога», – отвечает на этот вопрос архимандрит Иоанн. Когда самаряне Христос пришел в самарянский город и стал разговаривать с людьми. Они открыто говорили женщине, что теперь верят не по ее словам, но потому, что сами видели Христа. А женщина ине искала себе славы проповедницы, напротив, ушла в тень», ведь не так важно, кто помог людям открыть Истину. Главное – то, что она была им открыта, и жизнь людей была освещена Светом Божиим (по преданию, самарянку звали Фотина, т.е. Светлая). Фотина стала проповедовать христианство и из-за этого претерпела мученическую кончину, будучи брошенной в колодезь. У колодца она увидела Источник Жизни, у колодца нашла и смерть, перейдя из временной жизни в вечную.