Страстная Седмица : Великий Вторник

Вторник Страстной седмицы – один из самых главных и насыщенных глубоким духовным смыслом дней богослужебного года.
Приближаясь к дням Своих страданий, Господь был особенно близок и откровенен со Своими учениками. “Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего” (Ин. 15, 15), – говорил в этот день Спаситель апостолам. Теперь Он уже не прикровенно, но с особенной ясностью возвещал им о том, что Ему надобно пострадать, чтобы таким образом приготовить их к Своим страданиям: Вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын
Человеческий предан будет на распятие (Мф. 26, 2).
В этот день Христос пришёл в Иерусалимский храм, где в последний раз проповедовал перед народом. Он произнёс обличительную речь о лицемерии фарисеев, которые хитростью и льстивыми словами хотели «запутать» Иисуса и дать повод донести на него римским властям. Они спросили: «Как Тебе кажется? Позволительно ли давать подать кесарю или нет?» (Ин. 8, 49). Стоило Христу ответить «да», как фарисеи бы обвинили его в поддержке римских властей, ответ «нет» мог послужить предлогом объявить Иисуса мятежником. Но Христос попросил принести римскую монету, динарий, на которой было отчеканено изображение императора, кесаря, и сказал: «Итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22, 21).
Покинув храм, Христос поведал своим ученикам о грядущих событиях – о разрушении Иерусалима и о Втором пришествии Спасителя. Пророчество о судьбе столицы иудеев сбылось в  70 году н. э., когда город Иерусалим был взят штурмом и разрушен до основания императором Титом. На вопрос учеников, когда именно ждать Второго пришествия, Спаситель сказал в любой момент быть готовыми к встрече с Богом, «потому что не знаете, в который час Господь ваш придёт» (Мф. 24, 42).
Речь здесь идет не только о Втором пришествии Спасителя и последующем за ним Страшном суде, но и неизбежной для каждого человека кончине, дня и часа которой тоже никому не дано знать, кроме Бога. Свою мысль Христос объясняет двумя притчами: о рабах, неверном и благоразумном, и о десяти девах.
Господин покидает свой дом и поручает управление двум слугам. Один, думая, что хозяин вернется нескоро, начинает бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами (Мф. 24, 49); другой исправно делает свое дело. Господин вернется неожиданно и благоразумного раба сделает управляющим имением, а с неверным поступит сурово: рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов (Мф. 24, 51).
Вторая притча повествует о том, как десять дев, взяв свои светильники, вышли навстречу Жениху. Пять мудрых дев взяли с собой запас масла для ламп, тогда как другие пять дев не подумали об этом. В полночь оказалось, что у пяти неразумных дев масло закончилось и светильники перестали гореть. Мудрые же девы воспользовались запасом масла – их светильники не потухли. Пока остальные девы покупали масло, двери дома, куда они должны были войти для встречи с Женихом, уже затворились.
Об этом же поется в тропаре первых трех дней Страстной седмицы: «Вот, Жених приходит в полночь, и блажен тот слуга, которого Он найдет бодрствующим; а кого найдет уныло спящим – тот недостоин. Смотри же, душа моя, не отягощайся сном, чтобы тебя не предали смерти и не закрыли пред тобой двери Царствия, но воспрянь, взывая: Свят, Свят, Свят, Ты Господи. По молитвам Богородицы помилуй нас!».

Песнопения из службы во вторник Страстной седмицы Великого Поста

Душевною леностию воздремався, / не стяжах Женише Христе, / горяща светильника иже от добродетелей, / и девам уподобихся буим, / во время делания глумляся. / Утробы щедрот Твоих не затвори мне Владыко, / но оттряс мой омраченный сон, возстави, / и с мудрыми введи девами в чертог Твой, / идеже глас чистый празднующих, / и вопиющих непрестанно: / Господи, слава Тебе. От душевного нерадения задремав, / не приобрел я, Жених мой, Христе, светильника, горящего добродетелями, / и уподобился девицам неразумным, / во время работы мечтая. / Сострадательного сердца Твоего не затвори от меня, Владыка, / но стряхнув с меня мрачный сон, воздвигни, / и с разумными девами введи в Твой брачный чертог, / где чистый глас празднующих и взывающих непрестанно: / “Господи, слава Тебе!”
Приидите вернии, / делаим усердно Владыце: / подавает бо рабом богатство, / и по равенству кийждо да многоусугубим благодати талант: / ов убо мудрость да приносит делы благими, / ов же службу светлости да совершает. / Да приобщается же словом верный тайны ненаученному, / и да расточает богатство убогим другий: / сице бо заимованное многоусугубим, / и яко строителие вернии благодати, / Владычния радости сподобимся. / Тоя нас сподоби, Христе Боже, / яко Человеколюбец. Придите, верные, / потрудимся усердно для Владыки, / ибо Он подает рабам Своим богатство; / и каждый соразмерно да преумножит благодати талант: / один мудрость да употребляет на добрые дела, / а другой служение просвещения да совершает. / Да приобщает же верный / к слову Божию непосвященного, / и да раздает богатство бедным иной: / ведь так мы взаймы нам данное преумножим, / и как верные распорядители благодати / радости со своим Владыкой удостоимся. / Ее и нас сподоби, Христе Боже, / как Человеколюбец.

 

Что унываеши душе моя окаянная? / Что мечтаеши безвременно попечения неполезная? / Что упражняешися к мимотекущим? / Последнейший час есть отселе, / и разлучитися имамы от сущих зде. / Дондеже время имаши, возникни зовущи: / согреших Ти, Спасе мой, / не посецы мене якоже неплодную смоковницу, / но яко благоутробен Господи, / ущедри со страхом зовущую: / да не пребудем вне чертога Христова. Что в нерадении пребываешь, / душа моя несчастная? / Что не вовремя мечтаешь в заботах о бесполезном? / Что занимаешься бесследно утекающим? / Последний час отныне наступил, / и предстоит нам со всем здешним разлучиться. / Доколе имеешь время, отрезвись, взывая: / “Согрешила я пред Тобою, Спаситель мой, / не сруби меня как бесплодную смоковницу, / но как милосердный, Господи, / пожалейсо страхом восклицающую: / Да не останемся мы вне брачного чертога Христова!”
Се тебе талант Владыка вверяет душе моя, / страхом приими дар, заимствуй давшему, / раздавай нищим, и стяжи друга Господа, / да станеши одесную Его, егда приидет во славе, / и услышиши блаженный глас: / вниди рабе в радость Господа твоего. / Тоя достойна мя сотвори Спасе, заблудившаго, / великия ради Твоея милости.

 

Вот, душа моя, Владыка вверяет тебе талант. / Со страхом дар прими, / отдай в рост для Давшего тебе, / раздай нищим и приобрети этим друга в Господе, / чтобы стать справа от Него, когда Он придет во славе, / и услышать блаженный глас: / “Войди, раб, в радость Господа Твоего!” / Удостой ее, Спаситель, и меня, заблудшего, / по великой Твоей милости.

Related Post

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *