Страстная седмица: Великая Суббота

71-805b08bd2f5e

В Великую Субботу Православная Церковь воспоминает погребение и пребывание во гробу Спасителя, сошествие Христа во ад и освобождение Им душ всех находившихся там праведников. Великая Суббота – время великого покоя, радостного и сосредоточенного ожидания Воскресения Христова, победы над грехом и смертью.

Для верующих это и скорбный, и радостный день: Христос еще лежит во гробе, еще не настало Воскресение, но уже все наполнено предпасхальной радостью.

В день Великой субботы Иосиф из Аримафеи, член синедриона, пришедши к Пилату, стал просить у него тело Иисуса для погребения. По обычаю римлян, тела распятых оставались на крестах и становились добычей птиц, но с разрешения начальства, можно было, предавать их погребению.
Иосиф купил плащаницу — длинное и ценное полотно. Тело Христа сняли с Креста, умастили его благовониями, обвили плащаницей и положили в новой погребальной пещере в саду Иосифа

Фарисеи знали слова Христа о Его воскресении, и опасаясь, что Апостолы похитят Тело Христа и скажут народу, что Он воскрес, выпросили у Пилата стражу, приставили к гробу и гроб запечатали. Такими действиями. сами того не подозревая, они усилили доказательства Христова Воскресения.

В Великую Субботу утром совершается литургия Василия Великого. Во время ее священники переменяют свои темные одежды на светлые.

Как объясняет епископ Александр (Милеант), в древности Литургия Великой Субботы, как и другие великопостные Литургии,

совершались на закате дня, и поэтому ее начинают с вечерни. Так как вечернее богослужение всегда относится к следующему дню, а следующий день – Пасха, то Литургия Великой субботы совмещает два момента: с одной стороны, она завершает страстные службы, а с другой – начинает пасхальное торжество. Противоположные черты – скорби и отрады, слез и светлого ликования – чудесным образом сочетаются в ходе богослужения. Посредине храма еще лежит изображение погребенного Спасителя, а хор уже воспевает Его победу над смертью.

Вместо Херувимской, призывающей к уподоблению ангелам через полное отрешение от земного, поется песнь «Да молчит всякая
На вечерне после входа с Евангелием и «Свете тихий» читаются 15 паремий — ветхозаветных пророчеств о страстях, смерти, воскресении Спасителя и о грядущей славе Новозаветной Церкви. Такое большое количество паремий напоминает о том, что именно во время этого богослужения в древности совершалось крещение оглашенных. Новокрещенным же предлагается апостольское чтение (Рим. 6, 3-11) – оно сохранилось в современной литургии Великой субботы и напоминает о том, что «крестившиеся во Христа Иисуса в смерть Его крестились», умерли для греха и живы в Боге.плоть человеча», в величавом и строгом тексте которой верующим напоминается, какою ценою куплено их безсмертие.

Чтением Апостола завершается погребальный день субботы, и начинается предпразднество Светлого Воскресения. Священнослужители меняют облачения с темных на белые.

Песнопения Великой Субботы:

Воскресны, глас 1:

 

На “Господи воззвах” стихиры на 8. Глас 1

Вечерняя наша молитвы / приими, Святый Господи, / и подаждь нам оставление грехов, / яко Един еси, / явлей в мире Воскресение. Вечерние наши молитвы / приими, Святой Господи, / и даруй нам прощение грехов, / ибо Ты Один, / явивший миру воскресение.
Обыдите людие Сион, / и обымите его, / и дадите славу в нем Воскресшему из мертвых: / яко Той есть Бог наш, / избавлей нас от беззаконий наших. Окружите, люди, Сион / и охватите его / и в нем воздайте славу Воскресшему из мертвых, / ибо Он – Бог наш, / искупивший нас от беззаконий наших.
Приидите людие / воспоим, и поклонимся Христу, / славяще Его из мертвых Воскресение: / яко Той есть Бог наш, / от лести вражия мир избавлей. Придите, люди, воспоем и поклонимся Христу, / прославляя воскресение Его из мертвых, / ибо Он – Бог наш, / от обольщения врага искупивший мир.
Страстию Твоею Христе, / от страстей свободихомся, / и Воскресением Твоим из истления избавихомся: / Господи, слава Тебе. Страданием Твоим, Христе, / от страстей мы освободились / и воскресением Твоим / от гибели избавились. / Господи, слава Тебе!
Днесь ад стеня вопиет: / уне мне бяше, аще бых от Марии Рождшагося не приял: / пришед бо на мя, державу мою разруши, / врата медная сокруши: / души, яже содержах прежде, Бог сый воскреси. / Слава Господи, Кресту Твоему, и Воскресению Твоему. В сей день ад со стоном вопит: / “Лучше было бы мне / если бы я Родившегося от Марии не принял, / ибо Он, придя ко мне, / могущество мое уничтожил, / врата медные сокрушил, / а души, которыми владел я прежде, / как Бог воскресил!” / Слава, Господи, Кресту Твоему и воскресению Твоему! (2)
Днесь ад стеня вопиет: / разрушися моя власть, / приях Мертваго яко единаго от умерших, / Сего бо держати отнюд не могу, / но погубляю с Ним, имиже царствовах: / аз имех мертвецы от века, / но Сей [се] всех воздвизает. / Слава Господи Кресту Твоему, и Воскресению Твоему. В сей день ад со стоном вопит: / “Ниспровергнута моя власть: / принял я Смертного, как одного из умерших, / но удерживать Его совсем не могу / и потеряю с Ним тех, над которыми царствовал; / я имел мертвых от века, / но вот, Он пробуждает всех!” / Слава, Господи, Кресту Твоему и воскресению Твоему!
Днесь ад стеня вопиет: / пожерта моя бысть держава, / Пастырь распятся, и Адама воскреси: / имиже царствовах, лишихся, / и яже пожрох возмогий, всех изблевах. / Истощи гробы Распныйся, / изнемогает смертная держава. / Слава Господи Кресту Твоему, и Воскресению Твоему. В сей день ад со стоном вопит: / “Погибло мое могущество; / Пастырь был распят и Адама воскресил; / тех, над которыми царствовал, я лишился / и всех изверг, кого, одолев, поглотил! / Опустошил могилы Распятый: / власть смерти не имеет силы!” / Слава, Господи, Кресту Твоему и воскресению Твоему!

 

Вместо же Трисвятаго:

 

Вместо Трисвятого поем:

Елицы во Христа крестистеся, / во Христа облекостеся. Аллилуия. (3)

Сколько вас во Христа ни крестилось, / во Христа вы все облеклись. Аллилуия. (3)

Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех. И певцы поют тожде. Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты получишь удел во всех народах!
Бог ста в сонме богов, посреде же боги разсудит.  Бог стал в сонме богов, среди богов совершает суд.
Доколе судите неправду, и лица грешников приемлете? Доколе вы судите неправедно и лицеприятствуете к грешным?
Судите сиру и убогу, смиренна и нища оправдайте. Судите сироту и бедного, смиренного и нищего оправдайте.
Измите нища и убога, из руки грешничи избавите его.  Освободите нищего и бедного, из руки грешника избавьте его.
Не познаша, ниже уразумеша, во тьме ходят. Не познали они и не поняли, во тьме блуждают, – потрясутся все основания земли!
Да подвижатся вся основания земли. Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси. Вы же яко человецы умираете, и яко един от князей падаете.  Я сказал: вы – боги, и все вы – сыны Всевышнего, но вы как люди умираете, и как один из князей падаете.
Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех. Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты получишь удел во всех народах!
Егда же поют: Воскресни, Боже, суди земли, тогда иереи и диакони извлачаются от черных одежд и облачаются в белыя. Священнослужители в это время переоблачаются в белые облачения.

Related Post

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *