Господь пришёл взыскать, то есть найти и спасти погибшего. Именно из-за погибшего ходит бездомным Господь по бесконечным дорогам своей земной жизни по Палестине. Именно в этом поиске погибшего Он ходит и по местам пустынным, и среди прокажённых, и среди бесноватых, Он ходит по многолюдным городским площадям, и в храме Иерусалимском… И всюду-всюду Он ради погибшего. Он как пастух, как добрый пастырь: когда найдёт заблудшую овцу, так ей радуется! Он ищет её, и когда находит, тогда 99 незаблудших овец Ему не доставляют такой радости, как та, которую Он нашёл и спас, как об этом добром пастыре говорится в Евангелии. Такова любовь, братья и сёстры, этого доброго пастыря — Господа — к людям, ко всем нам. Такова любовь Божия, ищущая и спасающая погибшее, любовь трудящаяся над тем чтобы найти и вернуть его в стадо верных.
Но для того чтобы найти, спасти и радоваться этому заблудшему, найденному, для этого, ведь, заблудшего надо простить, братья и сёстры. И эта любовь всегда — прощающая любовь. Всегда прощение и спасение всех даёт… А до каких пор можно прощать заблуждения, грехи? Разве справедливость не требует положить какой-то предел этой всепрощающей любви? Разве можно без конца всё прощать? Будет ли это справедливо?
Справедлива любовь. Там где любовь, там всегда справедливость. Там где нет любви, там нет никакой справедливости. Справедливость — это любовь, любовь — это справедливость. Всегда! И Бог справедлив потому, что Бог есть любовь. А с этим вопросом — можно ли без конца прощать грехи, заблуждения — к Спасителю обратился, как вы помните, вероятно, апостол Пётр. Он спросил: «А сколько же раз можно прощать? До семи ли раз?» Вы помните, что ответил Спаситель: «До семидесяти семи по семь!» Без конца надо прощать! «И так, как вы будете прощать грехи другим людям, так и вам Отец ваш Небесный простит ваши грехи.» Это слова Спасителя.
И это не только слова — это заповедь! И для того чтобы пояснить мысль, заключающуюся в этих словах, Спаситель и рассказывает ту самую притчу о двух должниках, которую вы слышали в сегодняшнем евангельском чтении.
Мы всё время говорим о справедливости, но очень любим самих себя. И очень часто являются эти вопросы: А до каких пор прощать наших врагов, или просто согрешивших перед нами, что-то нам должных? До каких пор? А сами себя мы спрашиваем или нет: а только ли семь раз мы согрешили перед Богом? А перед ближним? Какая граница, где предел того прощения, на которое мы можем рассчитывать в прощении наших грехов у Бога? Мы без конца просим у Него прощения, а сами не прощаем… Так редко кто из нас не похож на лукавого раба! И может быть именно вследствие этого так много в жизни всякого горя?
Вы знаете, что Спаситель ответил Петру: «Если вы будете прощать своего ближнего, то и Отец ваш Небесный простит вам все ваши грехи.» Мы так не прощаем грехи своему ближнему, и подвергаемся опасности — да ещё и какой! — быть осуждёнными Самим Богом за это. Эта опасность очень часто и реализуется в нашей жизни здесь, потому-то наша жизнь и несчастна. От нас отнимаются счастье, радость, элементарное иногда благополучие и не только духовное, а и физическое и именно за то, что мы так часто бываем похожи на этого лукавого раба, непрощающего, лишённого силы прощающей любви.
Мир задыхается в несчастьи. И задыхается в скорбях, в несправедливости именно потому, что нет в этом мире прощающей любви, с которой справедливость всегда связана непосредственно, без которой никакой справедливости нет и не может быть! Нет и не может быть правды! Мы с вами все, ведь, должники у Бога и должники друг у друга! Общество должников, но только считаем, что нам все должны, а не мы — кому-нибудь и что-нибудь, начиная даже с Самого Бога! И только там, где есть Христос, только там, где есть вера во Христа и верность Христу, там у людей проясняется сознание. Там начинает человек понимать, что он должник и Богу, и ближнему своему, и что нужно жить иначе — не как лукавый раб, а совсем по-другому, силою прощающей любви. Потому что путь к счастью, к благополучию, путь ко спасению, а не только к справедливости, здесь, на этой земле прокладывает прощающая любовь, наши способность и умение прощать, любя Бога и человека.
Будем лучше это с вами помнить и знать, братья и сёстры. И всегда с совершенно особенным чувством, из последней глубины нашего сердца молясь Богу, будем просить у Него всегда словами той молитвы, которую Он же нам и оставил, оставить наши прегрешения, яко же и мы оставляем должником нашим.
протоиерей Всеволод Шпиллер