Святая Православная Церковь чтит и ублажает святого Предтечу и Крестителя Христова Иоанна превыше всех святых и славит непосредственно после Пречистой Приснодевы Богородицы. «Пред Господем по Богородице вем больша быти рожденных всех.» Ему, по слову Господа, «величайшему из рождённых женами» (Мф. 11,11) воздаёт Церковь почитание, празднуя и преставление (кончину), и зачатие, и рождество, каковая честь воздаётся из людей, кроме него, только Божией Матери. Наконец, Церковь празднует ещё и собор св. Иоанна Предтечи.
Так Предтеча Господень поставляется Церковью не только непосредственно после Божией Матери, но и таинственно соединяется с Богоматерью. Церковь поставляет их вместе в непосредственную близость ко Христу Спасителю. И об этом сопоставлении их нам нужно что-то знать, нам нужно это понимать. О нём свидетельствует и церковная иконография. Вам всем известна распространённая и неизменно существующая в иконостасах православных церквей икона, которая называется Деисус (Деисис), что значит прошение, моление. На иконе этой изображён Спаситель в славе, в предстоянии с одной стороны Божией Матери, с другой — Иоанна Предтечи Господня. Так Церковь самим чином богослужебным и иконой выражает свою веру в совершенно особенную близость Предтечи Господня и Божией Матери. «Якоже сродством естественным и молитвенным согласием едино вы суще, Мати всех Царя и Божественный Предтеча, мольбу сотворите вкупе.»
И это несмотря на то, что в Евангелии отсутствуют какие бы то ни было основания для соединения Предтечи и Божией Матери. Потому что нет никаких указаний относительно даже их встречи на земле, кроме той, которая произошла ещё во время пребывания Предтечи во чреве матери.
Божья Матерь и Предтеча предстоят в Деисисе прославленному Христу и молят Его о всём человеческом роде. Это изображение Церковь относит к небесному прославлению Предтечи — оно есть откровение о небесной его славе. Об этом прославлении говорят и другие черты иконного изображения Иоанна Крестителя. Это — его окрылённость, делающая его, человека, причастником также и ангельского мира. Наконец, икона, на которой он увенчан, как и Божия Матерь, Царица Небесная — короной. Так и на Божественной проскомидии частица Иоанна Предтечи вынимается раньше всех чинов святых, сейчас же после частицы Божией Матери. И здесь, как видите, та же близость, то же сближение с Пречистой Девой Марией.
В чём же заключается основание этой близости, которая, конечно, не имеет связи с их некоторым родством по плоти? В чём основание для их сближения в духе, делаемом Церковью? Очевидно, искать это основание нужно в сродстве их духовного подвига.
Образ и основа человеческого духовного подвига явлена в первообразе своём в подвиге Самого Подвигоположника — Господа Иисуса Христа. Этот подвиг есть смирение, как высший плод и вместе как начало и как сила самоотвергающейся любви. Подвиг Сына Божия в том, что Сам Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил.2,6-8). Этому подвигу подобен был подвиг Божией Матери, которая и Сама засвидетельствовала об этом Своим словом к Архангелу: «Се раба Господня, да будет Мне по слову твоему» (Лк.I,28). Она вольно приняла на Себя Свою долю, Свою судьбу (и какую судьбу!) — несение креста Христова. Она явила высшую меру смирения.
Но и Иоанн Предтеча был носителем смирения по преимуществу и глубочайшего внутреннего самоотвержения. Это ведь слова Предтечи: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин.3,30). Ему — т.е.грядущему за ним Господу Иисусу Христу.
Кто есть Предтеча? Тот, кто всего себя, всю свою жизнь посвящает Другому, грядущему за ним, себя самоотвергаясь. Предтеча всего себя отдаёт Ему и свидетельствует об этом так: «Идёт за мною сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его» (Мк.1,7). Отдать всего себя Другому, не иметь себя для себя в добровольном жертвенном самоупразднении — вот подвиг смиренномудрствующей любви, превосходящий всякую меру человеческого смирения. Быть Предтечей значит не только извне, но и изнутри непрестанно подвизаться таким подвигом самоотвергающейся любви. Этот подвиг и делает Предтечу Господня Иоанна истинным другом Господа Иисуса Христа, другом Божественного Жениха.
Друг Жениха радостью радуется, слыша голос Жениха. «Сия-то радость моя исполнилась!» (Ин. 3,29). В этих словах самого Иоанна Предтечи Господня мы имеем, братья и сёстры, свидетельство торжествующего смирения, которое являет всё величие его подвига. Вы видите, он говорит о том, что познал не только крест, не только муку смирения, но он познал также сладость, славу и радость смирения. Таково оно — побеждающее смирение, таков его апофеоз! И как полезно, как спасительно знать об этом нам — боящимся смирять себя…
Итак, близость подвига Божией Матери и Предтечи Господня состоит в полноте смирения, так возвеличивающего и прославляющего их. Ублажая ныне святого Предтечу и Крестителя Христова Иоанна, будем хорошо знать, будем хорошо сознавать, что в нём соделало его достойным прославления Божественной Небесной славой, что поставило его в такую близость к Божией Матери, и с Ней — к Самому Господу Иисусу Христу.
И молясь ему сегодня, в день его Рождества, будем просить у него заступничества у Бога. Чтобы каждый из нас в тех малых, в тех ничтожных подвигах своей жизни, которые мы поднимаем на себя во имя Господа и ради своего спасения, мог бы хоть в малой мере уподобиться подвигу его самоотвергающейся любви, его самоотвергающегося смирения, чтобы и мы имели не одну только муку и скорбь, и крест от смирения, но ещё бы познали и радость, и сладость, и славу его.
Святый Великий Иоанне, Предтеча и Креститель Господень, моли Бога о нас! Аминь.
протоиерей Всеволод Шпиллер