“Радуйся, Благодатная, радуйся, Обрадованная”

Сегодня мы празднуем святое Благовещение и Церковь облачается в праздничные, Богородичные, голубые и синие ризы. «Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление: Сын Божий — Сын Девы бывает».

Со всех сторон нас окружает бесконечность пространства. Это та самая бесконечность космоса, о котором сейчас так много говорят. Она вся, до последней её глубины, пронизывается светом. И в ней лучи этого света как бы огустевают. Бесконечность эта принимает лучи света в себя, и он огустевает. Бесцветная бесконечность облекается светом небесной лазури, чудесной небесной синевы, о которой рассказывают нам люди, любующиеся ею уже не только с земли, как мы с вами. Этот синий, небесный, лазуревый цвет не означает ли изливающийся в мир свет, просвещающий его? Для нас, христиан, голубая глубина неба как бы символизирует благодатное просвещение мира светом Божиим. Т.е. голубой свет небес как бы знаменует для нас Божье снисхождение в мир и приятие нами, миром, даров Божиих. Другими словами, этот цвет голубой, символизирует встречу Бога с миром. Он как бы говорит нам о непрестанно струящемся в мир потоке Божественной любви, и т.к. любовь Божия пришла к нам через Пречистую Деву Марию, то именно поэтому голубой и синий цвета мы и называем Богородичными цветами.

Всё, решительно всё, что совершается в этом мире, всё, (понимаем мы это, или не понимаем — все равно), всё имеет последней целью соединение с Богом силою Божественной любви. Весь смысл человеческой жизни в облагодатствовании ее Божией силой, любовью Божией. И все святые Отцы Церкви говорят, что последней целью и смыслом человеческой жизни является стяжание благодати Св. Духа. То стяжание благодати, в результате которого человек становится «Богом по благодати», по слову св. Афанасия Великого. Так же как Бог стал человеком, так и человек должен стать Богом по благодати. Именно для этого и было Боговоплощение, именно для этого и снизошёл Сын Божий на землю, приняв человеческое естество, человеческую природу.

Но возможно ли такое облагодатствование человека? Возможно ли такое одухотворение человека? Тысячи и тысячи лет существовал мир и продолжает существовать, и в нём мы видим (и тогда это было, в Ветхом Завете) столько скверны, столько зла, столько нечистоты, столько греха, его власти над человеком, власти дьявольской. Уж какое там обожение человека! Конечно, были люди очень хорошие в Ветхом Завете. Были пророки, ожидавшие пришествия Мессии — Христа, ожидавшие Жену, семя которой убьёт главу владычествующего в мире дьявола — змия. Были эти люди, но Жены этой не было и не было так долго… Однако же пришло время, и в небесной синеве сверкает райская белизна небожителя, несущего на землю благую весть!

В маленьком, неизвестном совсем городишке Назарете, в Галилейской земле Пречистой Деве, обрученной старцу Иосифу, является ангел с благой вестью, что от Неё родится Богочеловек, родится Сын Божий, что Она даст от своего тела тело самому вочеловечившемуся Богу. И так оказывается, что человек может быть так одухотворён, так обожен. Пречистая Дева становится сосудом, живым сосудом Духа Святого!

В судьбах людей и мира впервые в этот час осуществляется полнота облагодатствования человека в лице Пречистой, Пренепорочной Девы Марии. Совершается это в час Благовещения, которое мы сегодня и празднуем, как «еже от века таинства явление». И оно-то и явилось главизной, началом нашего спасения. Именно Благовещение является началом нашего спасения, потому что в этот час Пречистая Дева становится Богоматерью, становится Матерью Сына Божьего, вся земная жизнь Которого и смерть Которого, кровь, пролитая за нас, нас спасает.

Но ведь Божья Матерь, Пречистая Дева Мария, могла и не захотеть стать Божией Матерью. Облагодатствованная Духом Святым не могла не знать, что ожидает Богоматеринство, какие страдания ожидают Её прежде всего в предстоящем распятии, в этом соумирании с Сыном на Кресте. А кроме того, превышает всяческое человеческое разумение мысль о безмужнем рождении, о бессеменном зачатии. «Как могу стать я какой бы то ни было матерью?..» И вот, если бы в сердце, в уме Пречистой Девы Марии прошла бы хотя бы тень сомнения, искушения от этого вопроса, она могла не принять эту благую весть и не было бы нашего спасения. Но она его приняла, она приняла эту весть, приняла свободною своею волей! Свободною волей она себя смирила. Эта свободная воля явилась результатом подвига её смирения, подвига, начавшегося в детстве, продолжавшегося и в молодости, и всю жизнь. В этом поразительном смирении — единственном в мире! — она себя очистила и приготовила к тому, что стала Богоизбранной Богоотроковицей… В самых простых словах самого простого ответа, который вы слышали в сегодняшнем евангельском чтении о Благовещении, выражается это смирение Пречистой Девы Марии: «Се раба Господня, да будет мне по слову Твоему!» Это именно смирение открыло Богоотроковице сердце для принятия Духа. Это именно Её смирением удостоился Богоприятия в Благовещении мир. Не было бы его, не было бы Боговоплощения. Не было бы его, не было бы и спасения нашего. Главизна нашего спасения поэтому — благая весть, Благовещение, которое она приняла в этом смирении, таким образом ответив Архангелу Гавриилу. И Церковь говорит, что сегодня о ней радуется вся тварь Господня, весь ангельский собор и весь человеческий род. Именно потому и радуется, что в этот час священный начинается его спасение, спасение всего человеческого рода.

Этого мало. В празднике Благовещения сама Божия Матерь как бы обращается к нам ко всем с той любовью и с той простотой, которые ей свойственны, говоря как бы каждому из нас, каждому человеку. Её душа была такой же душой, какую имеет и каждый из нас — все мы. Всякая душа человеческая может открыться навстречу Духу Святому и может Его принять и может быть облагодатствован человек. Да, не в той мере, в какой была облагодатствована Пречистая Дева. Пречистая Дева — это наша высота, это наша слава, слава всего мира, всего человечества! Это — Единственная! Она была и во веки веков остается одной и единственной! Но каждая душа, силою того самого смирения, каким подвизалась Богоотроковица, может принять в себя дары Святого Духа, совершенно душу изменяющие, совершенно её преображающие и одухотворяющие.

Именно в глубине смирения раскрывается любовь к Богу, так же как и к человеку. Только смиренный человек может по-настоящему любить и Бога, и человека, только смиренный человек! Только смирение открывает душу навстречу благодатным дарам, которые могут облагодатствовать человека. И поэтому стяжание благодати даров Святого Духа только и возможно силою смирения, о чём всегда говорят все святые.

Из глубины своей падшести и своей нечистоты мы всё-таки можем с такой признательностью и любовью взирать — и взираем! — на нашу славу, на нашу высоту — Пречистую Деву Марию. И будем всегда прославлять Её, взирая на неё, и благодарить, и молить о том, чтобы Она помогла каждому из нас достичь хоть какой-нибудь меры этого спасительного смирения, хоть в какой-то мере похожего на смирение Её самой, ставшей Божией Матерью. И будем всегда, молясь, говорить вместе с Ангелами, вместе с Архангелами: «Радуйся, Благодатная, радуйся, Обрадованная, радуйся, Освященная, Невесто Неневестная!»

 

протоиерей Всеволод Шпиллер

Related Post

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *