Воссияй, Господен Кресте, светолучныя молния Твоея благодати в сердце чтущих Тя и любовию Тя приемлющих! Явися, великий Господен Кресте, покажи ми зрак божественный красоты Твоея ныне! Радуйся, живоносный Кресте — Древо нетления! Покажи красоты Твоея благолепие верно просящим Твое заступление!

Такими радостными восклицаниями светлого духовного восторга наша Церковь Христова ныне встречает тайну животворящего Креста. Является Крест как знамение нашего спасения жертвенной Кровию Христовою, на Кресте пролитой за нас, — источник никогда непреходящей, вечной, небесной радости. А радость эта дается через участие хотя бы в малой мере, в страданиях Христовых терпеливым ношением креста вслед за Ним. Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк. 8, 34), — приглашает Христос каждого из нас. В мире будете иметь скорбь, — говорит Он нам, — но мужайтесь: Я победил мир! (Ин. 16, 33).

Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ея; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир. Так и вы теперь имеете печаль (Ин. 16, 21-22). Но печаль ваша в радость будет (Ин. 16, 20). Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас (Ин. 16, 22). Так утешает Он нас, входя через мрачные врата крестных страданий на Голгофе в страшную славу Свою. А после радостного тридневного Воскресения Он опять говорит нам о священной тайне, о божественной, сверхразумной логике необходимости Креста: Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? (Лк. 24, 26). И опять: Так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день (Лк. 24, 46).

И в радостном свете Воскресения Христова, в свете той радости, которая «прииде Крестом — всему миру», и мы исповедуем нашу веру в священную тайну необходимости Креста: «Распятие бо претерпев», Христос «смертию смерть разруши», потому что мы — «дети», потому что мы «причастны плоти и крови», имеем плоть и кровь, то и Сын Божий Единородный также воспринял оныя (Евр. 2, 14), сделался настоящим человеком, подобным нам, с Плотью и Кровью, воспринятыми Им от единокровной нам Девы Богородицы; «нас ради человек и нашего ради спасения» Он воплотился и вочеловечился, чтобы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола (Евр. 2, 14), Своим вхождением в темную область нашей богооставленности превратить мрачную ночь нашей смерти в светлый «невечерний» день Своего Воскресения — и избавить тех, которые от страха смерти чрез всю жизнь были подвержены рабству (Евр. 2, 15). И мы видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который должен был, по благодати Божией, вкусить смерть за всех (Евр. 2, 9).

На Кресте умирает Сын Божий Единородный, Тот, Который имел вечную славу у Своего Отца уже прежде бытия мира (Ин. 17, 5), извечно является сиянием славы и образом ипостаси Отчей (Евр. 1, 3), Он умирает с нами нашей человеческой смертью, как наш брат, чтобы обезвредить для нас нашу смерть, — дабы Он был Первородным между многими братиями (Рим. 8, 29) — участниками по благодати в славе Его.

Крест — великое знамение Его последней близости к нам. Крестом даже до распятия и смерти Сам Себя излиявший Христос нисходит в преисподния места земли (Еф. 4, 9). А после Креста и Воскресения Он же и восходит превышие всех небес, — дабы наполнить собою все (Еф. 4, 10). Поистине, мы видим, что приобрели новый смысл древние псаломские слова: Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты… Скажу ли: может быть, тьма сокроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью; но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла как день (Пс. 138, 7-12)…

Крест Христов должен быть серединой, сокровенным духовным центром всей нашей жизни. И Он должен стать для нас последним смыслом, определяющим все содержание нашего существования, наполняющим всю пустоту нашего существования богатством таинственного света сверхразумной Премудрости Божией.

Христос за нас пил ту горькую чашу крестных страданий, которую дал Ему пить Небесный Отец. Он говорил: Неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец? (Ин. 18, 11). Он говорил Своему Отцу: Жертвы и приношения Ты не восхотел, но Тело уготовал Мне… Вот, иду… исполнить волю Твою… (Пс. 39, 7-9; ср. Евр. 10, 5). И Он принес Себя Самого, Свое Тело и Свою Кровь, за нас в жертву Отцу. Он пил с нами и за нас чашу наших страданий. Но и мы будем пить с Ним Его чашу: будем носить крест вслед за Ним. Но «верен Бог, Который не попустит» нам «быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы» мы «могли перенести» (1 Кор. 10, 13). За это ручается Сам распятый Господь и Искупитель наш. «Ибо Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас» (Рим. 8, 34). И я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8, 38-39).
Ему слава и держава во веки веков! Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим! «Се бо прииде Крестом радость всему миру!»

архиепископ Георгий (Вагнер)

Related Post

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *