Вот и закончился Великий Пост, но не успели мы вздохнуть с облегчением как Церковь вводит нас в еще более важные и ответственные для нас дни – Страстную седмицу. Неделю предательства, унижения, надругательства, распятия и смерти нашего Господа. Пришедший к каждому из нас, Он проживает последние дни Своей земной жизни и призывает нас прожить ее вместе с Ним. Как и тогда Ему нужна помощь человеческая: «Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною» (Матф.26:38).
Всемогущий в эти дни просит беспомощных о помощи. Нет, не в нашей скудной молитвенной поддержке нуждается Христос. «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Матф.26:41). Вот в какой помощи нуждается Бог – «помоги Мне взять тебя на плечи!». Молиться, как Сам Он учил – да будет воля Твоя – что бы своим бессмысленным волеизъявлением не мешать Ему совершать весь ужас уготованного. Бодрствовать, быть в сознании, что бы не пропустить свое спасение, но следить за каждым шагом нашего восхождения, который за нас делает Иисус.
Поистине, не познать нам до конца всей тайны этой седмицы. Ради этой седмицы и пришел Господь. Ради этой недели и был утвержден весь Ветхий Завет. Именно в эти дни нашу вечность вырвали из смыкающейся, пылающей жадностью, пасти преисподней. Вот, приближается то мгновение когда Он скажет: «Свершилось! И, преклонь главу, предаде дух» (Иоан.19:30). Что же совершил Христос?
Центром иудейского богослужения являлось жертвоприношение. В Соломонов храм приносились разные, установленные Богом, жертвенные животные, где они ритуально умерщвлялись и их кровью омывался жертвенник во оставление грехов. Это были очистительные жертвы Израиля. Но от чего же они очищали людей, если это их не спасало? Не напрасна ли их кровь? Может ли быть лишено смысла то, что повелел творить Господь? Конечно же, нет. Эти жертвы не были очистительными, но были предочистительными. Не могло безвольное животное омыть от греха своего хозяина. Господь, таким образом, долгих пять тысяч лет приучал Свой народ к тому, что его грех может быть прощен лишь тогда, когда за него пострадает Кто-то Кто не повинен в грехах, Чья кровь чиста и Тело не скверно.
Настанет тот день когда Кроткий и Безгласный как агнец, Сам взойдет на Свой жертвенник. Не могли эти жертвы искупить от греха еще и потому, что жрец, первосвященник, сам был таким же грешником, как и приносящий жертву. Может ли делать хирургическую операцию доктор, пораженный проказой? Здесь нужен был безгрешный Первосвященник, Который бы, будучи человеком, оставался не пораженный грехом. Да и в чем выражалась бы справедливость Божья, если за грех одного Он карал невинное создание и только тогда прощал? Ведь даже любому нормальному отцу для прощения своего шкодливого сына, не нужно наказывать свое домашнее животное. Как совершить исполнение обетования спасения от греха человечества, не допустив нигде и малейшего прикосновения скверны? Премудрость Божия совершилась следующим образом, – Христос, в эти страстные дни, Сам становится Жертвой, Которую, как безгрешный Первосвященник, Сам приносит в жертву, Самому Себе же, как Богу Единому с Отцом.
Но возникает вопрос, как я могу стать соучастником этой жертвы? Ведь если все сделал Христос за меня Сам, то где же проявиться моему участию, где здесь место для меня? В Евхаристии! Именно поэтому Господь и устанавливает ее только теперь, когда восходит на Голгофу. Ведь в Евхаристии мы приобщаемся ко Христу всецело. Мы приносим материальную жертву в храм, употребляемую священством на приготовления просфор и вина, здесь мы становимся жертвоприносителями. В Ветхом Завете, часть тела жертвоприношения употреблялась священством в пищу и нам преподается Тело Господне как новому священству: «устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1Пет.2:5). И как Бог принял Кровь Христа, мы принимаем в причастии Кровь Господню, предвосхищая свое обόжение по единству с Богом: «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня» (Иоан.17:21).
Его любовь вызывает у нас вопросительное изумление. Она так велика, что кажется нам не правдоподобной, однако она должна быть нашей. И для того что бы понять эту любовь, нужно перестать думать только головой, а начать думать сердцем. Только тогда запылившийся зародыш нашей веры прорастет сквозь нашу скорлупу религии и станет проявляться даже в самых повседневных бытовых ситуациях. Только тогда религия перерастет в Веру.
Такой величайший дар нам преподносит Христос в эти последние Свои дни. Попытаемся понять безмерную цену новой жизни, преподаваемой нам. Посмеем ли мы после этого вернуться к скверне? Обидим ли ближнего, за которого пролита Кровь Божья? Предпочтем ли суетные свои дела, предлагаемому нам, Телу Господню? Останемся ли равнодушными призыву Идущего вместо нас на смерть: «Возьми крест свой и следуй за мною»? И пусть этот путь лежит через смерть на Голгофе, но это путь, ведущий к жизни. Пойдем вслед за Ним, за Ним до конца, даже до дыхания смерти, ведь смерть не одолела Его, не одолеет она и нас. Его Жизни хватит на всех. Возопием же в эти дни вместе с Церковью: «Покланяемся Страстем Твоим, Христе, покажи нам и славное Твое Воскресение»!
протоиерей Сергий Бегашов