В сегодняшний день Святая Церковь молитвенно вспоминает Святых Отцов шести Вселенских Соборов. Седьмой Вселенский Собор мы отмечаем как Торжество Православия и завершение великой эпохи Великих Вселенских Соборов.
Значит ли это, что все те епископы, которые вырабатывали формулы определений Собора, причислены к лику святых? Нет. Но Собор со времён апостольских имеет такую возможность – говорить от Духа Святаго.
Эти определения Соборов Церковью считаются откровением Божиим, потому что они вырабатывали стройное учение Церкви. Можно сказать, сделано это было вполне научно, с использованием существовавшего в то время аппарата и философского, и исторического. Были выработаны формулы, которые можно было передавать последующим поколениям христиан в удобной форме, имеющей внутри себя логическую связь, что очень важно. Дело в том, что аппарат логики даёт человеку возможность легче понять истину.
Но истину помимо того, что можно осмыслить, её ещё можно созерцать. И поэтому в Церкви не принято даже младенцев отвергать от познания истины: мы верим и даже видим, что младенцам нечто такое открывается, что-то очень важное, чему обычного взрослого нужно долго и бесплодно учить. А младенец через созерцание очень легко это порой воспринимает – непосредственно своей душой.
Поэтому мы вполне можем определения Соборов воспринимать как некий такой аппарат, который способствует усвоению обычным человеком богооткровенных истин. И вот этот сам процесс, конечно, тоже боговдохновенный. Это говорит о том, что Сам Господь Святый Дух участвовал в этом процессе. Поэтому мы и именуем эти Соборы Святыми, а их участников Святыми Отцами Вселенских Соборов, ведь они являлись проводниками богооткровенных истин в тот момент, когда вырабатывали эти божественные определения. И Сам Господь, когда учил Своих учеников, говорил с ними на таком языке, который вряд ли мог бы быть понятен простым рыбакам. Но мы видим по результату воздействия, что они это усвоили не без помощи благодати Святаго Духа.
Всегда, когда Святая Церковь чтит память Отцов, читается отрывок из Евангелия от Иоанна, который позже богословы назвали первосвященнической молитвой Христа, потому что Он как Первосвященник, как Основатель Новозаветного духовенства произнёс слова, которые нам передаёт Его любимый ученик Иоанн Богослов. И эти слова обращены к Богу-Отцу. Вообще, хорошо бы этот текст знать каждому из нас, ну, если не наизусть, то близко к тексту. Если не близко к тексту, то хотя бы понимать, что в нём содержится. Неоднократно уже приходилось об этом говорить, но в этом нет ничего страшного, повторение, как известно, мать учения, и то, что здесь говорится, для нашего благочестия представляет необычайную ценность и важность.
Остановлюсь только на трёх фразах. Потому что в обыденном сознании, в головах людей всё это представляет обычно всякую путаницу. Что очень легко понять, потому что предметы, о которых здесь повествуется, не доступны нашему восприятию в силу того, что мы только начинаем наш духовный опыт. Господь сказал: «Сия же есть Жизнь Вечная. Да знают Тебя единого, истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17, 3). Если один человек скажет другому: «Царствия тебе Небесного», тот будет ошеломлён таким пожеланием. Хотя, на самом деле, – а что ещё лучшего можно пожелать? Для многих людей Царствие Небесное – это то, куда он попадает после того, как он умер, и то при условии, что он не попадёт в ад. Должен разочаровать: это совсем не так.
В Евангелии об этом очень прямо написано, что Царствие Божие – внутри вас есть. Как можно попасть внутрь того, что есть внутри тебя? Что такое Жизнь Вечная? Сам Христос говорит: «Это познание Сына Божьего». Тот, кто познал Христа, тот познал Жизнь Вечную. Потому что Он Сам про Себя сказал, что «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6). Познал Христа – познал Жизнь Вечную со Отцом Небесным. Как это происходит? Это происходит через благодать. И познание Христа тоже происходит благодатью, которая поселяется в сердце человека. Эта благодать и есть Царствие Небесное. Потому что небесное воцаряется в грешном человеческом естестве.
И как говорил преподобный Серафим, наш великий святой и учитель: цель христианина – это стяжание Святаго Духа. Когда благодать Божья приходит в сердце человека, в этом и есть Царствие Небесное. Потому что приходит познание человеком Бога. Человек познаёт Бога.
Это происходит не на интеллектуальном уровне: что-то прочёл, о чём-то узнал. Ведь мы не можем сказать «я этого человека знаю», если мы прочли анкету. Там фотография может быть в анфас и в профиль, всякие его данные: что он закончил, где учился, не доучился, где работал, какую грамоту получил, за что выгнали. И – я его знаю. Нет, это не есть познание.
Говорят, и в разных языках есть подобные пословицы, чтобы узнать человека, нужно съесть с ним пуд соли. Этим пудом соли измеряется общение с этим человеком, потому что вместе с ним надо съесть. Обычно люди за трапезой общаются, беседуют, высказывают какие-то мысли. Вот если это происходит достаточно долго, какой-то большой отрезок жизни, который люди прожили вместе, тогда человек может сказать: «Я знаю этого человека» Так и человек проживает с Богом совместную жизнь. Он узнаёт о Боге не просто из книг, пусть даже самых лучших, из Священного Писания. Хотя это совершенно необходимо. Как, допустим, для того, чтобы знать человека, нужно знать, по крайней мере, как его зовут. Хотя это знание внешнее, но это тоже важно. Поэтому знание Писания – это нужная вещь.
Но знание Писания не открывает человеку Бога. Что мы видим в истории Нового Завета. Книжники и фарисеи наизусть знали Священное Писание. Они так хорошо его знали, что мы никогда не достигнем подобных вершин познания. И что? И вот Он приходит. Тот, о Котором свидетельствует Писание. И что? И они говорят: «Распни Его!» Их знание было внешним. Они не знали Бога. Они знали Закон, они знали искажение этого Закона, они знали заповеди. Они многие заповеди научились обходить очень ловко или неловко. Ну, вот Он пришел – Живой Бог. И они Его распинают в полной уверенности, что они делают хорошее, доброе, очень нужное и необходимое дело.
Поэтому очень важно нам стараться достичь Жизни Вечной. Если она нам нужна, если мы не зря сюда пришли. Потому что, конечно, большинство людей приходят в Церковь зря: у них другие нужды. Как совсем не все, кого Христос исцелял или, может быть, даже воскрешал, потом стали Его учениками. Как однажды Он воскликнул: «Не десять ли очистились? где девять?» (Лк. 17, 17). Девять из десяти даже не приходят поблагодарить после исцеления от смертельной болезни. Они получили своё и настолько рады, что вообще обо всём забыли. Поэтому очень важно нам в течение нашей жизни познать Бога и прожить с Ним, с Богом, совместно жизнь. Для этого Господь даровал нам веру.
И дальше – сама молитва. Господь молится о тех людях, которых Отец Небесный дал Ему, которые познали Его. И Он говорит: «Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои; И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них» (Ин. 17, 9-10). Почему молится не обо всех?
Бог спасает только того человека, который этого хочет, причём хочет этого так сильно, что это желание сильнее всех его остальных желаний, даже желания есть и пить. Поэтому говорят: «Блаженны алчущие и жаждущие» (Мф. 5, 6). Не просто «хочу есть и пить», а должна быть алчба в сердце и жажда. Вот только такой человек имеет возможность спасения от Бога, только к такому человеку придёт благодать и очистит его от всякия скверны, если он этого будет так хотеть.
Нельзя спастись чуть-чуть. Либо душа спасена, познала Бога, либо она сама отвергла Его. Бог никого не отвергает. Если человек, как заблудшая овца в горах, вдруг находится, то об этом радость бывает на небесах больше, чем о девяноста девяти праведниках, которые не имеют нужду в покаянии и которые всегда у Бога.
«Ныне же к Тебе иду», – говорит Господь, – «и сие говорю в мире, чтобы они (имея ввиду нас с вами) имели в себе радость Мою совершенную» (Ин.17, 13).
О чём это? О том, что каждый из нас, кто познал Христа, тот будет иметь не просто человеческое счастье, а он будет иметь совершенную радость, которая именуется блаженством. Не удовлетворение собственных каких-то смешных или жутких желаний, а совершенную радость, в которой растворяется всё.
Христос пришел на Землю не для того, чтоб нас мучить и подвергать всяким испытаниям. Нет. Испытания происходят от тех людей, среди которых мы живем. Христос хочет дать совершенную радость. Да, Он хочет дать всем, но не все, к сожалению, это слышат, и не все Ему верят. Потому что всё то, что предлагает дьявол – простое, примитивное, суррогатное, это всегда проще. А Христос возвышает душу. Свиньей быть легче. Поэтому большинство людей сознательно выбирают свинскую жизнь. А Христос хочет дать нам Царство. Он хочет нас усыновить. Он хочет, чтобы мы стали наследниками не дворян, не графов, не князей, не царей, а Отца Небесного.
Он хочет в наследство дать нам Царство. Он хочет нас усыновить. Не какому-нибудь великому роду с огромными богатствами, Он хочет дать нам Небесное Царство и сделать нас наследниками этого Царства. Он хочет, чтобы мы наслаждались бытием совместным с Богом. И для каждого из нас это открыто. Потому что он избрал нас из всех и даровал нам веру. Много людей ничего об этом даже не знают и не подозревают, и они думают, что счастье – это что-то такое земное: схватить, поиметь, иногда даже путём преступления. Это не даёт никакой радости, наоборот. И вот остаётся только одно – поверить Ему и убедиться, что это всё правда. Поэтому угодить Богу возможно только верующим. К этому Господь нас и зовёт.
протоиерей Димитрий Смирнов