Сегодня мы празднуем день мученической кончины величайшего пророка Иоанна Предтечи, который, по учению Православной Церкви, является последним из пророков и первым из апостолов. Он стал «посредине закона и благодати», то есть между Ветхим и Новым Заветом.
Евангельское повествование содержит подробное описание убийства Иоанна Предтечи (Мф. 14:1–12; Мк. 6:14–29).
По велению царя Ирода Антипы пророк Божий был посажен в темницу за открытое обличение Его Величества в незаконном сожительстве с Иродиадой, женой его брата Филиппа. И тем не менее царь Ирод почтительно относился к Иоанну Крестителю, о чем свидетельствует евангелист Марк: «Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его» (Мк. 6:20). Безнаказанные обличения Иоанна Крестителя и нерешительность Ирода так обозлили Иродиаду, что она замыслила в сердце своем погубить праведника. Вскоре представился и удобный случай – царский пир. По наущению Иродиады ее дочь развлекала царя сладострастными танцами и так преуспела в своем мастерстве, что восторженный царь дал клятвенное обещание выполнить любое ее желание. Злоба и ненависть распутной Иродиады затмили ее разум, и она неистово требовала от дочери просить главу Иоанна. «Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей» (Мк. 6:26). Честная глава величайшего пророка пала под мечом палача.
Суть праздника Усекновения главы пророка Иоанна – это страшный и одновременно величайший пример христианину стояния в правде. Ведь честный пророк принял мученическую кончину за сохранность закона Божьего, не обольстившись ни царской благосклонностью, ни устрашившись Иродиадиного гнева. Этот праздник поучает нас быть смелыми ради Христа, не бояться говорить правду, даже если она кому-то неприятна, неудобна. Зачастую глас правды Божьей больнее всего затрагивает самые страшные и глубинные грехи каждого человека. Восприятие правды для нераскаянной души сродни пытке – ей невыносимо, крайне мучительно чувствовать в себе Свет. Ей хочется укрыться во тьму греха еще глубже, отторгнуть, изгнать Христа. В точности так, как поступила Иродиада, смертельной казнью сомкнув уста праведника. Но для всех православных христиан Предтеча и Креститель Господний Иоанн навеки стал гласом правды Божьей; Он глас, вопиющий в пустыне (Ин. 1:23), то есть голос, который ветреные и пустые души зовет принести покаяние и получить живительную влагу Божественной благодати.
В этот день положен строгий пост. Почему убийство пророка Иоанна Предтечи мы называем праздником?
Преподобный Иустин (Попович) называет Усекновение главы Крестителя Иоанна малой или второй Великой Пятницей: «Сегодня погублен наибольший из всех рожденных женами – святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн. В Великую Пятницу люди Бога убили, Бога распяли. В день сегодняшний, святого великого праздника, люди убили наибольшего из людей». Сам Господь наш Иисус Христос говорит о пророке Иоанне: «Из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя» (Лк. 7: 28), нет больших пророков по своей приближенности к Сыну Божьему Иисусу Христу.
Поэтому по Уставу нашей Церкви праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи – это всегда постный день, даже если он приходится на воскресенье. Пост установлен для подражания великому постнику Иоанну Предтече, который вел аскетический образ жизни, питался в пустыни только акридами и диким медом (Мк. 1:6), не пил вина и сикера (Лк. 1:15).
Жизнь пророка Иоанна Предтечи величественна и трагична, поэтому православные христиане воспевают не саму смерть или убийство как нечто хорошее, а подвиг стояния в вере и истине до самой смерти. Как сказано в богослужебных текстах этого праздника, Иоанн Предтеча стал «честным мучеником Господним», положив начало многочисленному сонму христианских страстотерпцев.
Смерть Иоанна Крестителя имеет и глубокий богословский смысл: он стал Предтечей Спасителя не только в Первом Его пришествии, но умер для того, чтобы и на земле, и в аду приуготовить путь Господу: «Предтечи славное усекновение произошло по некоему Божественному замыслу, чтобы он и пребывавшим во аде возвестил о пришествии Спасителя» (Кондак праздника).
Бытует множество суеверий вокруг этого праздника. Например: нельзя ничего резать, что якобы напоминает собой голову – арбузы, круглые фрукты и овощи. Вообще считается, что в этот день не стоит брать в руки острые вещи: нож, топор, пилу, то есть все, что напоминает мученическую смерть святого.
Все вышеперечисленные «запреты» – не более чем народные суеверия, которые не имеют ничего общего с христианской традицией и истинной верой. Подобного рода предрассудки возникают из-за непонимания сути праздника. Церковь почитает и преклоняется пред подвигом Иоанна Предтечи, его непоколебимым стоянием в правде Божьей, хранением закона, данного всем людям, независимо от их положения в обществе. И усекновение Честной Главы праведника – итог его благочестивой, святой жизни. Это не предписание трепетно относиться ко всем предметам округлой формы в этот день. Подобные утверждения сродни языческому представлению мира, не имеющие внутреннего духовного смысла.
Православная вера и суеверие – несовместимы.
Вера делает человека свободным от греха, а суеверие – зависимым от любого действия человека или природы. Говоря о суевериях и приметах, святитель Иоанн Златоуст приводит следующий пример: «Кто, выходя из своего дома, встречает кривого или хромого и разумеет это как примету, тот мыслит дело сатанинское, ибо не встреча с человеком делает день несчастным, а греховная жизнь».
В день, установленный Церковью для почитания мученической кончины Иоанна Предтечи через Усекновение его святой главы, следует вспомнить, что Господь возвеличил Иоанна Крестителя как никого из людей. Прп. Иустин так говорит об этом: «Святой Предтеча в себе, в личности своей, вместил все добродетели неба, все добродетели всех пророков, всех апостолов, всех мучеников, всех Ангелов небесных, всех исповедников». Поэтому истинно правильная духовная жизнь в покаянии дает возможность человеку преобразиться, приблизится к Богу и стать святым.