Великий праздник Преображения Господня как будто бы приурочен, братья и сёстры, к освящению плодов благословенных трудов, которое совершается осенью, ради собирания этих плодов, их благословения и частичного приношения Господу Богу. Но не это — существенное в празднике Преображения.
Благословенные труды — разные, и плоды этих трудов тоже могут быть разными. Есть делание духовное, труды духовные, и есть плоды этого духовного делания, трудов духовных — Царство Небесное. И Преображение есть явление красоты Царства Небесного в его силе, красоты, явленной Господом Иисусом Христом во славе Его на горе Фаворской в святом Его Преображении. Это было явление Царства Божия, его славы, дивной красоты славы Царства Божьего на земле, славы Божией, присущей Богочеловеку Господу Иисусу Христу, показавшего эту славу людям в лице Его учеников и апостолов.
Зачем Он это сделал? Всю свою земную жизнь Он сокрывал эту славу. Божественная сила иногда, и даже часто, открывалась в чудесах. Но славу свою в красоте и силе Царства Божия Он показал ученикам впервые на горе Фаворской. И показал Он её впервые перед тем, как вступить в Иерусалим для того, чтобы принять последние страдания, последние муки и крестную смерть. Потому что эти страдания, это уничижение Господа, и эта крестная смерть Богочеловека — они, ведь, могли соблазнить веру учеников. Они могли, всё-таки, усомниться в том, что Божественная сила Ему присуща, а где уж слава, если висит Распятый на кресте! И вот, для того, чтобы знали они, что всё это принимает Он, Богочеловек, вольно, свободно, Он и показывает славу свою на Фаворской горе. Когда увидят Распинаемого, тогда пусть разумеют, что эти страдания — вольные, свободные. Вот для чего была показана эта слава ученикам и апостолам Господа Иисуса Христа на Фаворской горе.
Нужно ли вам повторять рассказ о том, как совершилось Преображение? Христом было взято туда, на гору, только три ученика. И вот, после молитвы Спасителя, они вдруг увидели Его преобразившимся и рядом с Ним стоящих Моисея и Илью. И говорили они о будущем веке… А слава эта была видением чудесного света. Фаворский свет вовсе не был зрительным ощущением, восприятием этих учеников. Это был необычайный, чудесный, это был присносущный — всегда существовавший и существующий, но нами, простыми людьми, невидимый свет Божества, славы Божией. Тот самый свет, братья и сёстры, который иногда показывали людям святые. Например — Симеон Новый Богослов; преподобный Серафим Саровский показал этот свет, открыл своему ученику Мотовилову, что он, Серафим, — в нём, в этом свете. И как стало хорошо на душе Мотовилову! Почти, а может быть и совсем так же, как и ученикам на Фаворской горе, когда они увидели этот свет и почувствовали, что лучшего ничего не может быть: что это совершенство всяческой красоты и всяческого добра! И поэтому: «Позволь нам построить здесь три кущи и остаться здесь навсегда!»
Но видение славы Божией погасло, ушло… Потому, что то был образ будущего века. И говорили Моисей и Илья между собой и со Спасителем о тайнах будущего века. Вы об этом слышали в сегодняшнем евангельском чтении и в послании апостола Петра, которое сегодня читалось. Это была тайна будущего века — преображение нашей земли и нашего неба, их преображение в будущем веке, когда будет и новая земля, и новое небо, прославленные так, как было прославлено человеческое естество Господа Иисуса Христа, соединённое с Божеским естеством. И поэтому-то то, что было там, на Фаворской горе — прославление этого человеческого естества Божественною славою, присущей Божескому естеству Господа Иисуса Христа, это будет и со всею тварью: со всей землёй и со всем небом, потому что явленная там слава проникла в этот мир, и осталась в этом мире, она есть в нём! Божественная Красота, которую нам не дано видеть по нашим грехам, которая остаётся ещё сокровенной, потому что мы не достойны открытия её силы, видения её, жизни в ней. Но она есть, она — здесь, уже в этом мире, и действует вместе с благодатью Божией. И придёт день и час, когда она откроется, и будут новая земля, и новое небо. Это и есть тайна будущего века.
Братья и сёстры! Весь смысл нашей христианской жизни в том как раз и заключается, чтобы трудиться таким трудом, который как бы ни был плох, увенчался постепенным вхождением в эту славу не только всего мира, но и каждого из нас, обязательно! Для того чобы и мы спаслись… И не только, а и были бы прославлены в будущем веке, за всё то, что мы делаем здесь, трудясь над спасением нашей души, над спасением душ наших ближних, трудясь над спасением мира от всего того зла, в котором он лежит…
Красота Царства Божия, явленная на Фаворской горе в силе — вот смысл сегодняшнего праздника Святого Преображения. Мы всегда молились, молимся, и будем молиться — всегда молитесь, братья! — о том, чтобы нам стать и всегда оставаться причастниками присносущного света, чтобы и мы увидели, вошли в него и радовались и этому вхождению, и прославлению и нас, и всего мира Божественною славою, явленною на Фаворской горе.
протоиерей Всеволод Шпиллер