«ПОКАЯНИЯ ОТВЕРЗИ МИ ДВЕРИ, ЖИЗНОДАВЧЕ»

 
За три недели до наступления Великого поста Церковь начинает приготовлять к нему верующих особыми чтениями и песнопениями. Первая из них называется Неделей о мытаре и фарисее. Начиная с этой недели до воскресенья пятой недели поста после песни «Воскресение Христово видевше» поются покаянные тропари.
post-30908-1204115143

Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен; но яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию.

 

На спасения стези настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехми и в лености все житие мое иждих; но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты.

 

Множества содеянных мною лютых помышляя окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго, но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости.

Жизнодавец! открой мне двери покаяния, ибо душа моя с раннего утра стремится к Твоему святому храму, так как ее храм телесный весь осквернен; но Ты, как щедрый, очисти его по Твоей безмерной милости.

 

Богородица! наставь меня на путь спасения, ибо я осквернил душу свою постыдными грехами и всю жизнь свою провел в лености; но Ты Своими молитвами избавь меня от всякой нечистоты.

Я, несчастный, помышляя о множестве совершенных мною беззаконий, трепещу страшного дня суда; но, надеясь на Твою безмерную милость, как Давид, взываю к Тебе: помилуй меня, Боже, по великой Твоей милости.

 

Мир не может, не хочет покаяться, потому что исполнен самооправдания — того, что абсолютно противоположно покаянию; он исполнен самоутверждения, отвергающего покаяние. И те, кто пытаются порою искать духовной жизни, тоже ищут в ней самоутверждения, полагая что смогут достичь духовных высот. Но Святая Церковь молитвою о даровании нам покаяния и говорит, что покаяние — это дар Божий.

«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», — звучит призыв Господень к покаянию, и, кажется, что мешает нам покаяться? Но нет у нас сил для покаяния, нет способности для этого. Никто сам, своими собственными силами не может прийти к Богу. Никто не может придти ко Мне, — говорит Христос, — если не привлечет его Отец… (Ин. 6, 44). И святой пророк издревле говорит, обращаясь с молитвой ко Господу: Обрати нас к Тебе, Господи, и мы обратимся… (Плач. 5, 21). Однако Господь обращает к Себе тех, кто желает этого обращения: тех, кто ищет лица Его.

Он ко всем обращается: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные… (Мф. 11, 28). Приходящего ко Мне, — говорит Он, — не изгоню вон (Ин. 6, 37), и аще кто алчет, да грядет ко Мне. Всех зовет Господь, и покаяние — это воля Божия о жизни каждого человека: воля, любящая человека и исполненная великих даров. Покаяние — это воля человеческая, которая знает грех, боится греха и боится Бога; которая знает страх Божий и ищет возвращения ко Господу.

Встреча воли Божией и воли человеческой есть покаяние. Это встреча, которая отверзает двери в Царство Божие. Покаяния двери и двери Царства Божия — это одни и те же двери. Покаяние — это не просто воздыхание о наших грехах, исполненное слез и печали. Настоящее покаяние — это то, что делает человека способным принять милосердие Божие, Его непостижимую любовь. Это то, что охватывает ум, сердце и волю человека благодарностью к Богу, сокрушением сердца, глубокой печалью о своих грехах, изумлением перед тем, что совершает Господь с человеческой жизнью.

Покаяние — это не просто высокий душевный порыв и не просто та благодать, которую может получить человек, всецело обратившийся вдруг ко Господу. Благодать Божия превосходит все дары, которые мы можем получить от Бога в течение земной жизни, и человек не в состоянии принять все дары Божии: все, что есть у Бога. Потому покаяние — это всегдашняя устремленность к той новизне Божественной жизни, к которой все мы призваны; это устремленность так строить нашу жизнь, чтобы наша воля соединялась с волей Божией.

Дай Господь понимать нам, что покаяние — это не то, что относится к молитве, которую мы услышим сегодня, и ко всем покаянным службам, которые будут накануне Поста и Великим Постом. Покаяние — это не то, что относится к такому-то этапу нашей жизни, но то, что относится ко всей жизни нашей. Это то, что обозначает весь путь нашей жизни и жизни с Богом. Это то, что относится к тайне Креста и Воскресения и этою тайною измеряется. Потому и звучит «Покаяния отверзи ми двери…» после того, как мы воспоем: «Воскресение Христово видевше…». Это то, что относится к тайне Бога, ставшего человеком и сделавшего нас способными покаянием быть причастниками Божественного естества.

Related Post

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *