Строгое и скорбное течение богослужений Великого поста дважды прерывается лучами радостного света, и оба раза источником этого света является Пречистая Богоматерь.
Один раз мы прославляем Деву Марию и вспоминаем событие, которое церковная песнь именует «спасения нашего Главизна», то есть начало нашего спасения. Мы вспоминаем всесветлое Благовещение, когда юная Дева, почти девочка, с волнением и трепетом внимает дивным словам архангела и в трепете и страхе думает, каково будет целование сие.
Сегодня мы прославляем в Ней же Пречистую Матерь — Богородицу. Восхваляем Ту, у Которой, по словам пророка, «оружие прошло душу», воздаем похвалу Той, Которая родила безмужно Спасителя мира, а Сама стала за мир ходатаицей перед Своим Божественным Сыном.
Если Он пролил за мир и его спасение Свою Божественную Кровь, то Пречистая Дева пролила и продолжает проливать за этот грешный мир Свои слезы, — слезы Матери, усыновившей у креста все человечество, вобравшей в Свое сердце всех людей — и грешных и праведных.
Историческое основание сегодняшнего праздника таково. В 626 году столица Византии Константинополь был осажден персами и скифами. Опасность была смертельной. Жители города собрались в храме Святой Софии и со многим плачем молили Бога о спасении. Константинопольский патриарх Сергий взял икону Пресвятой Девы и обошел с нею крестным ходом но стенам города, а потом опустил в воды пролива Ее ризу, и, как пишет летописец, «море закипело, вражеские корабли потонули, и неприятель отступил от города».
Впоследствии было еще несколько случаев чудесного избавления Константинополя от врагов по молитвам к Богоматери. В память их Святая Церковь установила праздник Похвалы Пресвятой Богородицы, и так как первое избавление Царьграда, или Константинополя, было около пятой недели Великого поста, то и праздник этот был установлен в субботу этой недели.
В этот день с особой торжественностью читается в храмах акафист Пресвятой Богородице. Это первый акафист, написанный для церковного употребления диаконом цареградской церкви Георгием Писидийским и послуживший образцом для всех последующих акафистов, написанных в честь Пресвятой Девы, Господа или святых и различных церковных праздников.
Но кроме исторического, сегодняшний праздник имеет и более широкое значение.
В этот день среди тягот поста мы направляем свой взор к Той, Которая является Главизной нашего спасения, Которая была орудием Божественного Промысла о грешном человечестве, Лествицей, возводящей нас от земли к Небу.
Мы часто обращаемся к Ней с нашими тяготами и горестями и просим Ее помощи. Мы благодарим Ее за помощь, за то заступление, которое Она нам оказала перед Своим Сыном — Богом и Создателем…
Но сегодня наши молитвы другие! В них меньше корысти… Мы не столько просим — мы прославляем от всего любящею сыновнего сердца. Сегодня наша молитва к Богородице не просительная, не благодарственная, а славословная.
Сегодня мы восхваляем Ту, Которая удостоилась видения ангельского и получила благую весть от архангела.
Сегодня мы восхваляем Ту, Которая в Вифлееме первая поклонилась новорожденному Христу и повила Его в пелены…
Сегодня мы восхваляем Ту, Которая вскормила Его Своей грудью, охраняла хрупкие годы Его детства, оберегала Его от врагов и напастей.
Сегодня мы восхваляем Ту, Которая отдала человечеству самое дорогое — Своего Сына и прошла с Ним от пещеры вифлеемской до Креста голгофского…
Сегодня мы восхваляем Ту, Которая усыновила всех нас перед голгофским Крестом, помогает нам в нашей жизни и ходатайствует за нас на Небесах…
Сегодня мы восхваляем Ту, Которая в рождестве девство сохранила и по успении мира не оставила, но есть с нами и по сей день…
Сегодня мы воспеваем Ее и восклицаем едиными усты и единым сердцем:
Радуйся, Еюже радость воссияет,
Радуйся, Еюже клятва исчезнет,
Радуйся, Еюже обновляется тварь
протоиерей Борис Старк