Нам трудно представить себе, с какой волнующей надеждой, с каким предвкушением радости о Боге ожидали избранные Божии — в тиши, в безвестности, в молчаливом трепете — святых знамений Божиих о пришествии Отрока, о Ком написано у пророка Исаии: Вот Отрок Мой, Которому Я держу за руку, избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя (Ис. 42, 1). Ибо Младенец родился нам, Сын дан нам, владычество, на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный Советник, Бог Крепкий, Отец вечности, Князь мира, умножению владычества Его и мира нет предела (Ис. 9, 6-7).
Знали из Писаний о таинственном времени, когда — волк будет жить вместе с ягненком; и теленок, и молодой лев, и волк будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе; и лев, как вол, будет есть солому (Ис. 11, 6-7). Благочестивые среди иудейского народа устремляли свой духовный взор в это грядущее, для них самих скрытое за таинственными, символическими образами.
Но не только ждало иудейство. Этим ожиданием жил мир языческий — более чуткие из римлян, греков и среди народов Востока. Об этом говорят многие литературные памятники того времени.
Мир продолжал жить своей жизнью — суетливой, нечестивой, привычной. Иудейский народ бессильно склонял голову под римским владычеством. Беззаботно жил сегодняшним днем Рим, владевший миром, знавший, что его покой охраняют римские легионы.
Рыдали матери иудейские в Вифлееме и окрестностях его о избиении их невинных детей-младенцев.
А день уже пришел. Уже исполнилось предсказанное: И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебе произойдет Тот, Который должен быть Владыкою в Израиль и Которого происхождение из начала, от дней вечных (Мих. 5, 2). В Вифлееме уже совершилось пришествие Сына Божия на землю.
Исполнялось написанное: Из заречных стран Эфиопии поклонники Мои, дети рассеянных Моих, принесут дары (Соф. 3, 10). Их привела к Нему звезда, и они принесли свои дары Новорожденному.
Принесен в храм Тот, о Ком говорит пророк Аггей: И придет Желаемый всеми народами, и наполню Дом сей славою, говорит Господь Саваоф… Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего (Агг. 2, 7-9). Н вот, Он принесен сорокадневным Младенцем, в скромной безвестности с жертвой в виде двух птенцов голубиных.
Великое начинается в тайне, но тайна, начинаясь, уже открывается избранным. Она была открыта старцу Симеону, «чаявшему утешения Израилева». Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм (Лк. 2, 25-27) и увидел Младенца Иисуса на руках Матери Его. Тогда Симеон, вместе с пророчеством, обращенным к Матери Младенца, о ждущих Ее страданиях за Сына, произнес вдохновенные слова, ставшие на все времена нашей христианской церковной молитвой «Ныне отпущаеши».
«Ныне отпущаешии раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром». Теперь я могу спокойно почить в Боге. Мне дал Господь дождаться и видеть ожидаемого, и Желаемого всеми народами в моим родным народом.
Устами праведного Симеона произнесла эти слова вся лучшая часть дохристианского человечества, их сказала ветхозаветная церковь, уступавшая свое место Церкви новозаветной.
Для ветхозаветных людей эти слава были словами утешенной разлуки. А для нас, в новом завете, это гимн встречи, радости.
«Ныне отпущаеши» — молимся вечером в храме с мыслью: Господи, Ты уже с нами! Завтра мы снова в радости будем славить Твое пришествие в мир и пребывание Духа Твоего с нами.
«Ныне отпущаеши» — произносим, совершив возложенное на нас доброе и полезное дело. Ты, Господи, дал нам не упасть, не выронить доверенного нам, дал быть участниками общего строительства; дай же, чтобы сделанное нами было к добру и пользе для людей и во славу имени Твоего.
«Ныне отпущаеши» — благодарим после причащения Святых Тайн на Божественной Литургии. Ты удостоил нас величайшего таинства — Хлеба Святого, живого, вожделенного, сходящего с небес, очищающего, освящающего и обожающего нас. Даруй нам совершеннее к Тебе приобщиться в вечно светлом дне Царства Твоего.
«Ныне отпущаеши» — с этими словами заканчивает христианин свой жизненный путь и отдает в руки Божии дух свой, зная, что смерти по существу нет, что смерть побеждена, что он, уходя по-христиански из этой жизни, очистив себя исповедью, отходит к Небесному Отцу в надежде достичь вечных обителей, где празднующих глас непрестанный и неизреченная сладость зрящих Лица Божия доброту неизреченную.
Сретение Господне стало в Церкви христианской ежегодным праздником, как воспоминание события в 40-й день по Рождестве Христовом. Но для тех, чьи мысль и сердце близки ко Господу, оно совершается не один раз в год, а всякий раз, когда они обращаются к Нему. У них в душах частый — постоянный — вечный праздник радостного сретения с Господом.
протопресвитер Михаил Помазанский