Вот уже половина поста прошла, уже мы на самой его середине. И, конечно, как-то устали от смотрения внутрь себя и постоянного видения плохого в себе. И очень много в этом покаянном подвиге горького. И когда нам стало уже трудно, а для некоторых, может быть, и — чрезмерно, не случайно именно в это время Церковь ставит нас перед Крестом Господним, который выносится на середину храма для поклонения. Взирая на Крест Господень, конечно, душа печалится о себе, когда слышит: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко…» Но разве к этой печали не присоединяется и какая-то особенная радость? Радость какого-то торжества в поклонении Кресту? Ещё бы! Ведь мы обращаемся к Кресту, как к Покрову: «Ты еси Покров державный!» Мы называем Крест ограждением. Он Церковь ограждает от всяких бед. «Крест бесам противоборствует!» Какой же силой, братья и сёстры? Какая же сила заключена в Нём? Как Он может быть нашим покровом, противоборствовать бесам, какою силой это совершается?
Крест — четвероконечный, он имеет четыре конца. И Вселенная наша, мир — четвероконечен. Он имеет глубину, высоту, в сторону одну, в другую… четыре конца у вселенной. Это значит, что Самим Творцом в Его творение, в мир как бы вписан Сам Крест, то есть вселенная носит в себе знамение Креста. И потому-то Церковь называет Крест Божиим Образом, назнаменательным миру — знамение Образа Божия как бы вписано в этот мир. Это ведь значит, что отовсюду нас окружает образ Божией любви, Божественная любовь, так как Бог есть Любовь. А любовь всегда крестна, любви некрестной нет, любовь всегда жертвенна, в этом весь смысл настоящей любви. И этой Божественной Любви мы можем стать и становимся причастниками. Эта Божественная Любовь всегда сострадающая и милующая. Эта сила Божественной Любви нам подается через Крест, через знамение Креста. Вот в чём его сила. Это сила той самой Любви, Которой сотворен мир, Той Самой Любви, Силою Которой Бог принял на себя человеческое естество, став Богочеловеком, чтобы нас спасти! Помните, как св.Афанасий Великий говорил, что Бог стал человеком для того, чтобы обожить человека, для того, чтобы сообщить Свою Божественную Силу его естеству?
Вот что такое Крест, вот в чём Его сила! Это — знак, знамение Божественной Любви, обращенной к нам и идущей навстречу нашей ответной любви. Между знаком (или символом) и действительностью всегда есть связь. Мы, христиане, и верим, и знаем, что это — живая связь с первореальностью. Поэтому между знамением, знаком, символом Божией Любви — Крестом и Самим Богом, Который Есть Любовь, есть живая связь. Наше христианское сознание счастливо, что видит эту связь и знает её. Если мы чувствуем, что в этом видимом мире есть знаки Невидимого мира, и знаем, что между этими знаками невидимого мира и им самим, невидимым миром, есть связь, наше сознание гораздо свободнее, чем то суженное, «нормальное» сознание. «Нормальное» сознание человека, который эту связь отрицает, не видит или не хочет видеть, оказывается в рабстве у этого предметного мира. Не бытие даже определяет такое сознание, совсем не бытие, а всего-навсего быт…
А верящие в эту живую связь между символом, знаком и первореальностью, видимым и невидимым миром, мы гораздо свободнее от этого рабства и счастливы, что нам это дано. В знаках, символах всегда присутствует невидимая, другая действительность. И это присутствие нас спасает!
В литургии, в Евхаристии всё как-будто символично — знаки, знаки, знаки… Вход с Дарами совершается. В это время священник молится, чтобы в этом входе участвовали Ангелы, сослужащие нам и сославословящие Богу. И это не простой символ, не простой знак, который ничего за собой не имеет: Ангелы действительно входят с нами в Алтарь. И Дары, которые мы несём — вот они сейчас перенесутся сюда, и это будет ломимое Тело Христа и Кровь, проливаемая Им за наши грехи. И мы причащаемся Самого Христа, мы получаем Самого Христа в Себя! Вот, что за этими знаками стоит, за этими символами…
За знаком Креста стоит Сам Бог, Сама Пресвятая Троица. Бог Единый, Единица в Троице, Троица в Единице сущая. И поэтому, когда мы поклоняемся Кресту, то мы поклоняемся Самому Богу и просим Его Самого нам помочь, придти к нам, в нас войти. Вот почему мы носим крестильные крестики на груди около сердца — для того, чтобы Сила Божией Любви была всегда с нами и нам бы помогала.
Но между знаком, символом и действительностью может быть связь большая или меньшая. Она может быть даже утрачена. Если мы крестики носим только на тесёмочке или на цепочке, то она может оборваться… Эта связь между знаком, символом Божией Силы и Самой Божией Силой может прерваться. Поэтому нужно носить этот крестик не только около сердца, не только на груди, а внутри себя, в сердце. Ведь внутреннейшая сущность человека — Образ Божий — есть тоже любовь. Она должна быть обращена навстречу Любви Божией! Тогда никогда не порвётся связь между этим знаком, этим символом Божией Любви и Самой Божественной Любовью. Тогда Божественная Любовь будет всегда в нас, с нами. И то, что мы просим, то, что нам нужно для того, чтобы стать лучше, чем мы есть, непременно нам будет дано.
Я сказал, что поклонение Кресту в эти печальные дни покаяния, несёт с собой какую-то радость. Конечно, и именно потому, что поклоняясь должным образом Кресту, открывая своё сердце навстречу Любви Божией, обращая свою любовь к Богу, конечно, мы получаем столько укрепляющей нас силы! Когда смотрим на свои грехи, каемся в них должным образом, знаем, что Силой Божией с этой скверной справимся непременно! Как бы падшесть наша глубока ни была, как бы ни рабствовали мы греху, грех не всесилен. И именно потому и не всесилен, что есть Божия Любовь, нас спасающая, идущая навстречу нашей любви. Только бы иметь эту любовь, встречающую Любовь Божию, только бы раскрылось сердце ей навстречу! Только бы знамение Креста было у нас в душе, в сердце, а не только снаружи. И только бы поклонение наше Кресту было настоящим поклонением. А то, как крест носится на тесёмочке (и только на ней), или на цепочке, может превратиться в один символ, не сообщающий нам никакой силы, так и поклонение наше Кресту может оказаться символичным, только привычно внешним поклонением. И тогда мы останемся беспомощными, мы останемся со своими грехами, которые нас… задушат.
Один наш совершенно замечательный православный богослов когда-то проповедовал и говорил, что некогда пророк Моисей бросил в горькие воды Мерры кусочек древа, и это древо и было прообразом Креста Господня. Воды этой реки — горькие воды сделались сладкими… Русло духовной жизни каждого из нас очень неровное, и в нём течёт столько скверной, горькой, грязной воды! Но если мы в это русло нашей духовной жизни опустим Крест Господень, если будем ему поклоняться, то как раз печаль обратится в радость! Страшная горечь от видения в себе греха может сделаться в покаянном подвиге услаждающей нас силою Божественной Любви. Она сильнее греха и смерти, она побеждает грех и смерть — Божественная Сила непобедимого, непостижимого Честнаго Животворящего Креста Господня.
Кресту Твоему поклоняемся, Владыко! Аминь.
протоиерей Всеволод Шпиллер