Ну вот, у нас появилась еще одна возможность попоститьсяв течение недолгоговремени! С 16 июня, в понедельник, начинается Апостольский или Петров пост, подготавливающий нас ко дню Святых Петра и Павла, который празднуется 12 июля.
Что же это для нас: «радость поутру» или «плач и скрежет зубов»?
Можно заметить, что православные христиа не очень редко противятся (даже если им очень хочется) Великому или Рождественскому посту, но не молчат, когда дело доходит до летних постов: Петрова и Успенского. Для двух этих постов, особенно для Петрова поста, всегда находятся благовидные причины не поститься.
Действительно, Петров пост– настоящая Золушка среди православных постов: мыпризнаем, что этонаша сестра, но предпочли бы, чтобы ее не было.
Забавно, как мы любим сплошные седмицы, полагая,что именно так и должно быть, и совершенно обделяем вниманием эти «малые посты», как их иногда называют.
Если же мы все-таки заострим на них свое внимание, то они начинают казаться нам чем-то, что к нам не относится. «Это же монашеский устав», –говорим мы. Или: «Вот те раз! Ты знал, что когда праздник Петра и Павла выпадает на пятницу, это все равно постный день?». А затем мы приходим к ложному выводу как кчему-то само собой разумеющемуся: если праздник не перекрывает собой постный день, то значит и пост, готовящий нас к нему,не настолько важен. «К чему утруждаться? Да и время такое отпускное».
Других так же не радует перспектива очередного поста, приходящего иногда, по нашему невежеству, как незваный гость. Но нам все-таки хочется знать – “зачем нужен Апостольский пост”?
Ответ, в некотором смысле, ничем не отличается отответа относительно любого другого поста или духовной практики. Это путь Православия. Сначала мыготовимся, а затем празднуем. Сначала мы освобождаем себя, а затем Господь наполняет нас. Классическими средствами христианской духовной жизни являются молитва, пост и милостыня. Полных остановок в духовной жизни не бывает. Иногда мы лишь замедляем темп и наслаждаемся такими большими праздниками, какПасха, Пятидесятница и Рождество. Это наш путь, и теперь, когда Пятидесятница уже позади и наступило так называемое «обычное время», пора двигаться дальше.
Апостольский пост в Новом Завете: когда Господа Иисуса Христа спросили, почему Его ученики не постятся, Он ответил: «Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (Мф. 9:15). Апостолы постились в месте и не скрывали этого, и Господь принял их пост. Вот примеры апостольского поста: «Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвалих. Тогда они, совершивши пост и молитву и возложивши на них руки, отпустили их (Деяния 13:2-3).
Все предельно ясно, неправдали? С одной стороны, поститься они начали после Вознесения Господа в ожидании великого Дара Духа Божьего. Сдругой стороны, Апостольская церковь постилась и после Пятидесятницы для того, чтобы «разбудить» в себе все тот же Дух. Сегодня вся Церковь призвана жить делом и жизнью апостолов: объединить весь мир в Господе и вторить песнопениям Пятидесятницы. Если сам Христос предсказал такой пост и апостолы постились, готовясь выйти на служение, почему мы не можем поститься?
Разве не в этом, в конце концов, заключается смысл времени после Пятидесятницы? Разве не поэтому мы опускаемся на колени во время коленопреклонённых молитв на всенощной в Духовдень? Если уж на то пошло, то объяснения требует не необходимость постав эти недели после Троицы, а нежелание поститься. Первыехристиане и церковь видели смысл в посте. Апостольский пост возвращает нас обратно в колею, к правильному следованию за Христом.
Если мы будем смотреть на Евхаристию как на средоточие жизни в церкви, у нас появится место и для миссионерской деятельности. Это видно на примере древнего богослужения, которое включало в себя четыре элемента: собрание, проповедь Слова, совершение Евхаристии и выход в мир. Последний элемент и есть миссионерская деятельность.
В православном богослужении поражает, как тщательно продумана заключительная часть службы. Это не просто отпуст, это полные молитвы и ектеньи, готовящие нас к выходу обратно в мир.
Вместе с Петровым постоммы выходим в мир, что бы свидетельствовать о единстве с живым Богом, Отцом, Сыном и Святым Духом! Этот пост напрямую связан с жизнью в Духе в нашем путешествии в мире, где мы целиком и полностью зависим от Бога, празднуем, служим и участвуем в жизни Святой Троицы.
В этом и заключается смысл Петрова поста. Так не будем же ворчать и обманывать своих собратьев, которым, возможно, тоже хотелось бы не поститься. Давайте просто сделаем это, умыв лица и живя жизнью во Христе. В конце концов, этот пост, как Золушка– милая девушка , которую не все понимают. Однако, эта сказка кончается очень хорошо.