Cущий Неизменно – меняется,
И начинается Безначальный,
И Невместимый – вмещается,
Безплотный – воплощается,
И Зиждитель – зиждется,
И оскудевает днесь
Наполняющий вся Бог – ради нас!
Такими дивными словами святитель Андрей Критский в своём каноне на Рождество Христово (Песнь 5, тропарь 2-ой) приглашает нас к Тайне, к воспеванию и благоговейному созерцанию Божественного Воплощения
То, что сказал один афонский подвижник наших дней о Святой Евхаристии, можно повторить и о Таинстве Рождения на земле Господа нашего Иисуса Христа. – “С того момента, когда Господь преподал Таинство [Святой Евхаристии], время и пространство претерпевают изменение”.
Господь и Творец вселенной – входит в неё, рождаясь во времени, претерпевая холод и тесноту вертепа, становясь беспомощным Младенцем, оставаясь Вседержителем! Бог не захотел никаких земных почестей, тепла и благоустройства для Своего рождения, но благоволил родиться в «худом вертепе», вне жилья и всего, что ищет себе человек. «Приклонив Небеса, сниде», и с ним пространство и время претерпевает изменение. Царь царей и Господь господей в Вифлееме рождается, и все Небесные Силы, Херувимы и Серафимы, с трепетом взирают на Бога, принявшего на Себя плоть человеческую! Вифлеем соединил Небо и землю. Все стало другим, вся тварь изменилась, все вещества земные стали другими. Бог принял в Себя частицы тварного вещества – плоть человеческую, «умалил Себя», «истощил». Сделал обиталищем Свою плоть, взял на Себя смиренное имя: «Сын Человеческий».
Что за странное Чудо? Что за непонятнейшее Рождение?! Без мужа и семени несказанно и непостижимо Бог соединился с человеком. Во утробу Девы вселился, в ней произрастая, и днесь, – опять таинственное «Днесь», – рождается, «ключи Девы невредивый Рождеством Своим». Как прошел Он сквозь Свои Пасхальные пелены, оставленные во Гробе Воскресения, – так и ныне сохраняет Приснодевство Своей Пречистой Девы-Матери!
Со страхом и любовью приникнем умом и сердцем своим к пещере Вифлеемской! Для того и дается нам Праздник, чтобы мы с каждым годом все ближе и ближе воспринимали в себе Тайну Рождения Господа. Не в елочных украшениях праздник, не для «выходных дней» и «Рождественских каникул» Господь пришел на землю. Не для деревенских примет и народных поверий, красивых колядок и прочих атрибутов – Рождество празднуется, а для того, чтобы мы все изменились умом своим, душой своей, существом своим. Чтобы мы, называясь «христианами», были действительно Его людьми, любящими больше всего Его Пришествие, Его снисхождение, Его истощание, Его любовь, превосходящую всякий ум. «Бог есть Любовь», и только любовью до смерти можно понять – для чего Бог пришел на землю. «Любовь даже до смерти» начинается для нас «любовью даже до Рождения» на земле Сына Божия.
Бог «не оставил нас сиротами» – пришел к нам! Бог не отдал нас смерти и исчезновению, возлюбил каждого «больше всех». Лежащий в яслях Младенец-Вседержитель уже принял на Себя все скорби мира, все страдания и слезы, уже предвечно все совершил, но «днесь», ныне «разворачивает во времени» Свое спасение.
Днесь тварь вся ликует и радуется Господу. Отчаяние, уныние, смертная безысходность и скорбь мировая уже миновали. Вот творю все новое! Новому небу и новой земле ныне положено начало. Царство Божие вступило на землю.
Господи, как счастливы мы, что Ты пришел и все совершил для нас! Нам уже ничего не страшно, нет у нас тоски. Смерть уже преодолена, Воскресение сияет от Гроба, и Оно же предвкушается Вертепом. Вол и осел своей животной душой чувствуют и радуются Творцу своему и Избавителю всех человеков.
Господи, Ты пришел к нам и все для нас сделал! Славим Тебя, благодарим и радуемся Твоему Рождению! Богомладенцем в яслях Ты изволил возлечь и спасти всех нас!
Мы сегодня празднуем и ликуем не «безсловесно», как вол и осел, а переживая самую суть События, самую сердцевину всей Истории человеческой, само Оправдание, Смысл всего бытия. «Ты, Господи, в Рождении Своем показал нам истинную ценность нашу» – воспевает один преподобный отец.
Итак, празднуя сегодня Великий и славный день Рожества Христова, будем внимательно слушать песнопения церковные, поющиеся в храме, чтения Священного Писания, тропарь и кондак, величание праздника, петь вместе то, что поется всем народом. А дома в Рождественские дни откроем Евангелие и прочтем то, что там написано о Рождестве Господа нашего Иисуса Христа. Почувствуем всем сердцем праздник, чтобы не быть нам чужими и «посторонними» на празднике Господнем. Не для земли и временной жизни празднуем, – для вечности, для Царствия Божия, ждущего нас, творим торжество.
Господи, призри на нас милостивым Твоим оком и виждь: мы любим Тебя так, как можем, не как древние подвижники и великие отцы, – слабо и едва слышно мы поем Тебе от земли. Но приими и наше слабое пение и хвалу, нашу веру и любовь, наше участие в Жизни Твоей, нашу радость о Твоем Рождестве. Не остави нас во грехах наших, но приими нас в число верных людей Твоих, прости нам немощь нашу, но мы – Твои всегда, даже до смерти! Ты вновь и вновь являешь нам милость Свою! И вот ныне дал нам возможность вновь праздновать Твое Рождество.
Благодарим, поем и величаем неизреченную Твою милость к нам! Твой праздник сияет и светит нам и согревает нас. Да будет Имя Твое благословенно во веки! Аминь.
протоиерей Сергий Правдолюбов