Человек некий устроил вечерю и заранее сказал своим слугам, чтобы они пошли и позвали тех, кто были по своему достоинству, происхождению званными на этот пир. И вот один человек сказал (в церковно-славянском переводе его слова звучат очень сильно): «Молю тя, имей мя отреченна, — то есть «извини, я не смогу прийти», — я пять пар волов купил, мне нужно их испытать». Другой, — «я землю купил, мне нужно её осмотреть», третий: «Молю тя, имей мя отреченна, ибо я женился, поэтому не могу прийти». Расстроился и разгневался хозяин и сказал, чтобы позвали всех, кого встретят на дороге, чтобы наполнилась трапеза, которую он приготовил. И заключает Господь притчу такими словами: «Никто из тех званных, которые отказались прийти, не вкусит вечерю. Много званных, но мало избранных». Такие страшные слова мы слышим: что никто из званных тех не вкусит той вечери. То есть из тех, кто проявил крайнее пренебрежение призванием, не вкусит вечери в Царствии Небесном, другими словами, он не войдет в Царствие Небесное.
Из Евангелия мы видим, что непосредственным поводом к произнесению этой притчи было замечание, которое во время вечери, в которой участвовал Сам Господь Спаситель, один из возлежавших с Ним, сказал: “Блажен тот, кто вкусит хлеба в Царствии Божием.” Перед этим Господь как раз сказал хозяину этой вечери, что “когда ты устраиваешь такую вечерю, то не зови своих друзей или соседей, богатых людей, которые могут тем же тебе воздать, отблагодарить тебя, а зови тех, кто не может этого сделать – нуждающихся, больных, бедняков всякого рода. Они тебе не могут здесь воздать никакой благодарностью материальной, но зато воздастся тебе в воскресение праведных.” И вот тогда, один из возлежащих с Ним и сказал: “Блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием.” У святых отцов встречается предположение относительно того, что сказавший это мог быть книжником или фарисеем, вообще человеком, занимавшим высокое положение, и поэтому, когда он так говорил, то себя самого он считал, несомненно, одним из первых участников такой вечери в Царствии Божием. На это получил ответ Спасителя в этой притче.
И вот в той части, где говорится, что раб господину докладывает: “я сделал, как ты сказал, а вот еще место есть,” то говорит один из наших отечественных святителей-проповедников: “Это место, которое еще есть, для тебя, душа моя!” Он обращается к себе самому и говорит: “Для тебя, душа моя, место еще есть! Хотя исполнен брак уже возлежащими на нем, но место еще есть – торопись, чтобы не опоздать!” Это к каждому из нас относится – Господь к Себе призывает каждого сына или дочь в церкви, каждого православного христианина. Но если много званных, то увы! – мало избранных.
Эта притча раскрывает тайну нашего времени, насколько оно ценно и важно для нас. Не в смысле, что есть время, так как что представляет собой время и те, кто занимается наукой, не могут до конца для себя определить, потому что время — само по себе субъективное понятие, его не существует. Время существует только в связи с объектом, человеком, носителем времени.
Эта притча раскрывает нам тайну ценности времени для человека. Мы себе до конца не отдаем отчета, насколько ценно время. Одни тратят на работу всё свое время, другие ленятся и ни на что не тратят время, третьи просто убивают его. И вот это время жизни, данное человеку, — это время определения нашего с вами, нашего призвания на вечерю, которое будет совершаться в вечности и о которой говорится в притче.
Чтобы наше сердце откликнулось, необходимо для себя четко определить приоритеты в жизни: что для нас является важным, что — второстепенным, и что для нас стоит на более дальних планах. Святая Церковь говорит, что у человека на первом месте должен быть Господь Бог: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею крепостию твоею, всею душею твоею». На втором месте у человека семья, если он семейный человек. И только лишь на третьем — наш труд, наша работа, какие-то дела.
Бывает чаще всего, что человек уделяет больше всего времени своей работе, и это правильно, нормально. Но по месту в сердце человека должен занимать в первую очередь — Господь Бог.
Ведь и работу и дела можно и нужно делать ради Господа. Работу можно делать так, чтобы не нарушать заповеди Господни, её можно и нужно делать так, чтобы свидетельствовать о том, что мы Христовы: не грешить, не ссориться, не лукавить и так далее. Так же и в семье: если в ней не будет присутствовать вера, устремление всех членов семьи к Богу, то такая семья тоже не будет иметь ни радости, ни благополучия, ни взаимопонимания.
Поэтому на первом месте у человека должен быть Господь Бог. Только лишь тогда и семья, и работа будут благословлены Богом. Только лишь тогда вся наша жизнь (если на первом месте у нас будет Господь) будет здесь на земле под благодатью, и в вечности мы будем с Богом.
протоиерей Владислав Софийчук