Собор всех святых, в земле Русской просиявших

Сегодняшнее Евангельское чтение рассказывает о том, как Господь призывал Апостолов. Он встретил двух братьев, Андрея и Симона Петра, они оставили свои сети, потому что были рыбаками, и пошли за Христом, следуя Его словам: «Отныне сделаю вас ловцами человеков». Далее Он увидел других двух братьев, чинивших сети, Иакова и Иоанна, и тоже позвал их за Собой. И те оставили отца своего, свои занятия и пошли за Христом.

Вот такое короткое евангельское чтение, но оно о многом говорит. Оно звучит, когда Церковь празднует день всех святых в земле нашей просиявших, то есть тех, кого мы сегодня в песнопениях называем нашими святыми родственниками, тех, которые соединили нашу православную Церковь, Церковь земную, с Церковью небесной, в которой нет ни эллина, ни иудея, ни раба, ни свободного, ни мужского, ни женского пола. Все различия, разделяющие людей в силу их человеческой немощи и греховности, стираются во Христе.

Мы должны понимать: все, чем мы отличаемся друг от друга, все национальные, общественные, интеллектуальные и любые другие отличия – всего лишь факты падшей человеческой природы. Ничто не может человека от человека отделить, как и ничто не может отделить человека от Бога, кроме греха.

Празднуя сегодня, мы празднуем еще и это преодоление, удивительное преодоление святостью всего того, что разделяет людей. В каноне, который мы читали вчера во время всенощного бдения, вместе с теми, кто действительно по крови, по национальности является русским, Церковь отмечает и тех людей, которых никак русскими назвать нельзя: Антоний Римлянин, пришедший из католической страны; Моисей Угрин, венгр, который просиял как киевопечерский преподобный; китайские мученики, пострадавшие в начале прошлого века за то, что выбрали православие; огромное количество грузинских святых, которых мы празднуем наравне со святыми в земле российской просиявшими. Это показывает, что нет различий между теми, кто во Христе, кто принимает истинную веру и, подобно Апостолам, может оставить все, и отца своего, и отечество свое, и труд свой земной, и все земные пристрастия, и все земные свершения, и пойти туда, где нет ничего что подчеркивало бы наше земное родство, нашу земную индивидуальность, какую-то особенность, отличающую нас от других и дающую возможность немножечко свысока смотреть на мир вокруг себя.

Все святые в земле русской просиявшие дают нам не кровное земное родство, а родство, соединяющее нас с Отцом небесным, с нашим небесным отечеством, в котором, действительно, все во Христе – новая тварь, все во Христе – новое человечество.

И вот, когда мы празднуем память наших родственников, которые своими подвигами, своими слезами, кровью своею всю нашу землю освятили, мы слышим евангельский рассказ о том, что Апостолы, услышав зов Христа, все оставили и пошли за Ним до конца. Это призыв каждому из нас. Это призыв наших русских святых, которые все оставили для того, чтобы быть со Христом.

Читая Евангелие, мы иногда узнаем про Апостолов такое, что нас удивляет. Мы видим у них и слабости, и недостатки, и колебания в вере, и неровность духовной жизни, все то, собственно говоря, что нам присуще. С самого начала евангельской истории до самого конца, до сошествия Духа Святаго, мы видим в Апостолах непостоянство, которое в нашей жизни очень часто разлучает нас со Христом, не дает почувствовать внутреннюю опору, силу нашей веры. И тем не менее, мы всегда видим Апостолов рядом со Христом, потому что в них было самое главное – глубокая решимость идти за Ним.

Об этом как-то сказал преподобный Серафим Саровский: святого от грешника отличает только решимость идти за Христом. Именно решимости нам так не хватает. И поэтому будем в сегодняшний день особенно просить наших  святых, чтобы Господь даровал нам решимость всегда слышать глас Христов, призывающий нас, и отвечать на него словами, которые мы с вами читаем в Псалтири: Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое.

 

протоиерей Алексий Уминский

Related Post

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *