11 сентября – день Усекновения Главы Иоанна Предтечи

Усекновение главы – убийство Иоанна Крестителя. Ужасное злодеяние, безвинная смерть. Почему же христиане празднуют этот день?

Ирод Четвертовластник, который тогда правил Галилеей, устроил во дворце пир по случаю своего дня рождения. Собралось множество гостей. Столы ломились от изысканных блюд и дорогих вин, пришедших услаждали актеры и танцовщики.

Когда празднество было в самом разгаре,  вышла падчерица Ирода. Как простая танцовщица, она стала танцевать перед гостями, показывая, как искусно умела танцевать.

Танец  так понравился Ироду, что «он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит», даже половину царства. Естественно, девушка растерялась и побежала к матери Иродиаде, чтобы посоветоваться. И вот Иродиада решила воспользоваться успехом дочери, чтобы решить одну проблему.

Иродиада жила с Иродом, но не была ему законной женой. Она была замужем за его братом, Филиппом, от которого родила дочку. Ирод был женат на дочери аравийского царя. Но Иродиада была настолько красива, что он забрал ее в свой дворец вместе с дочерью.

Иоанн Креститель, который проповедовал покаяние и готовил людей к тому, чтобы они могли воспринять Благую Весть и учение Христа, не мог оставаться равнодушным к тому, что происходило во дворце. Он ходил и обличал Ирода и Иродиаду за их незаконное сожительство, за то, что они, как правители, не подают людям пример благочестия.

Из Евангелий мы знаем, что Ирод во многом поступал по словам Иоанна, но в случае с Иродиадой ничего не мог с собой поделать. Как пишет Иоанн Златоуст, вместо того чтобы царствовать над народом, Ирод «царствовал над удовольствиями, вернее, был рабом удовольствий».

Когда Иоанн стал обличать Ирода, тот заточил его в темницу. Как полагают некоторые историки, сделал он это не только из-за того, что был зол на пророка, но и желая защитить его от своей любимой – Иродиады. Видно, царь хорошо знал нрав своей возлюбленной, и таким образом думал уберечь Иоанна от гнева этой женщины. А Иродиада была очень зла на пророка.

И вот теперь, благодаря искусству дочери, у нее появилась возможность отомстить Иоанну и раз и навсегда избавиться от его упреков и обличений.

– Дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя, – сказала девушка, когда вернулась к гостям.

Царь опечалился, но «ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей». Не удивился жестокости просьбы (потому что, возможно, предполагал, что посоветует просить Иродиада). Иоанн много значил для Ирода. Царь не мог не понимать, что исполнение клятвы было жестоким убийством, и тем не менее приказал отрубить Иоанну голову. «Душа Ирода была… подобна судну, захваченному в море волнением и колеблемому на оба борта: совершить убийство – он боялся народа, а не совершить – не решался “ради клятвы и возлежащих с ним”», – описывал состояние царя Свт. Иоанн Златоуст.

По сути, он сам загнал себя в эту ситуацию, как в тупик, и не смог сделать правильный выбор. Как бы заглядывая ему в самое сердце, Свт. Иоанн Златоуст пишет, что, скорее всего, Ирод боялся потерять Иродиаду. Клятвой же прикрылся, «как благовидным предлогом».

В результате убили безвинного человека, Пророка, который всю жизнь служил Богу и подготавливал для Него пути.

У Иоанна перед смертью был свой момент борения. Возможно, он предчувствовал близкую кончину или, по крайней мере, предполагал, что царь и Иродиада не упустят возможности лишить его жизнью. И вот, как рассуждал Митрополит Антоний Сурожский, он задумался о том, чем же была его жизнь. Он отрекся от себя ради Бога и теперь, когда услышал о проповеди Иисуса из Назарета, задался вопросом: это ли Мессия?

«И вот, послав учеников ко Христу с вопросом: “Ты ли Тот?”, Иоанн не получает прямого, утешающего ответа. Христос не отвечает ему: “Да, Я Тот, иди с миром!” Он только дает пророку ответ другого пророка о том, что слепые прозревают, что хромые ходят, что мертвые воскресают, что нищие благовествуют. Он дает ответ из Исаии, но Своих слов не прибавляет, – ничего, кроме одного грозного предупреждения: “Блажен тот, кто не соблазнится о Мне. Пойдите, скажите Иоанну”. И этот ответ достиг Иоанна в предсмертном его ожидании: верь до конца, верь, не требуя ни свидетельств, ни доказательств, ни знамений. Верь, потому что слышал ты внутри, в глубинах души твоей, глас Господень, повелевающий творить дело пророка. Пророки в своем порой величайшем подвиге каким-то образом могут опереться на Господа. Иоанна же Бог поддерживает только тем, что повелел ему быть Предтечей и ради этого явить предельную веру, уверенность в вещах невидимых. И вот почему дух захватывает, когда мы думаем о нем, и вот почему каждый раз, когда мы думаем о подвиге, которому предела нет, мы вспоминаем Иоанна. Вот почему из тех, которые родились среди людей рождением естественным и возносились чудесно благодатью, он из всех – самый великий».

 

 «Сегодня мы празднуем день усекновения… – говорится в проповеди митрополита Антония Сурожского. – Празднуем… Слово “праздновать” мы привыкли понимать как радость, но оно же значит “оставаться без дела”, а без дела можно оставаться, потому что захлестнет душу радость и уже дела нет до обычных дел, а может это случиться потому, что руки опустились от горя или от ужаса. И вот таков сегодняшний праздник: за что возьмешься перед лицом того, о чем мы слышали сегодня в Евангелии?»

Related Post

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *