Что произошло?
Преображение Господне произошло незадолго до конца Его земной жизни. Скоро по Евангелию – изжигающая и изматывающая Страстная неделя, потемки Тайной вечери, ночь Гефсимании и тьма Голгофы. И, хотя никто ничего не знает, никто не понимает, смерть уже почти коснулась Христа, тень смертная легла на Его голову. И перед этими тяжелыми испытаниями Иисус дарует своим ученикам великое утешение.
Незадолго до того, как в последний раз идти из Галилеи в Иерусалим, чтобы принять там вольные муки и смерть, Иисус взял трех учеников: Петра, Иоанна и его брата Иакова, возвел их на высокую гору – по сложившейся традиции считается, что это гора Фавор, – и там преобразился перед ними. Его лицо просияло, как солнце, Его одежды сделались белы, как снег, и пораженные апостолы увидели, что рядом с их Учителем стоят величайшие пророки, Илия и Моисей, и беседуют с Ним о грядущих страстях.
И услышали Голос, почти дословно повторивший слова, сказанные при крещении Христа: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте». Перепугавшись, апостолы пали ниц, но видение скоро кончилось, и Учитель подошел к ним в привычном виде. «Не рассказывайте никому, пока Сын Человеческий не воскреснет из мертвых», – предупредил их Иисус.
Что это значило для учеников?
Конечно, на Фаворе преображается не Христос. Сила и слава, в которой увидели Его ученики, были присущи Сыну Божьему всегда. Не Господь преображается-меняется – нет, глаза учеников ненадолго открываются, чтобы увидеть Его таким, каким должно видеть. В сияющей славе, ослепительной белизне, красоте, чистоте. Таким, каким через много-много лет увидит Христа апостол Иоанн, лицезрея видения Апокалипсиса.
Преображаются, скорее, ученики, на какие-то секунды получившие способность узреть этот свет, прикоснуться к истоку бытия. Это – откровение их глазам, сердцам и душам. Они видят Христа в Его подлинной славе. Они видят Христа Победителя. И слышат при этом разговор Иисуса с Илией и Моисеем о скорых муках и смерти. Слышат… но не понимают, не укладывается пока в них это знание.
«Что значит – воскреснуть из мертвых?» – шепчутся они между собой, спускаясь с Фавора.
Мысль о смерти Учителя в них просто не вмещается; вот так, даже будучи подле Христа годами, можно жить в собственном уютном ненастоящем мирке. О Своей смерти Иисус говорит неоднократно, но даже на Тайной вечере они будут спорить о том, кто будет почитаться большим среди них. Только само Распятие взломает их сердца и головы. А пока что – “как это – воскреснуть из мертвых?”
Почему никому нельзя говорить?
Преображение – событие, которое можно понять лишь из послепасхального будущего. Сейчас оно и непонятно, да и необъяснимо. Захоти Петр, Иоанн, Иаков рассказать об этом оставшимся девяти – нарвались бы на сплошное недоумение. Хотя бы потому, что слова вряд ли подобрали бы подходящие. Зато потом, увидев воскресшего Христа, они поймут, что было на Фаворе. Поймут, какого Христа они видели. Просиявшего до тьмы смертной. Прославленного до Креста. Воскресшего до смерти. Ибо для Него нет времени.
Почему это важно?
Преображение – это маленькая Пасха, это Воскресение до смерти, прорыв из здешнего бытия – в подлинную и безусловную реальность. Ту, которая не искалечена грехом, в которой нет дыр зла и провалов небытия. Вот здесь и отсюда берет исток всяческое бытие.
Именно поэтому Преображение одновременно невероятно просто и невероятно сложно для осознания. Преображение Христа на Фаворе настолько понятно, само собой разумеется и очевидно, что действительно – непонятно. Сознание не может его охватить.
Невозможно так же, как невозможно прямо смотреть на солнце – в глазах чернеет. Раздробленная грехом душа не в состоянии воспринять Бога лицом к лицу. А раздробленный язык не в состоянии этого описать. Свет Преображения нельзя по-хомячьи запихать в норку сознания. Ему можно только всецело предстоять.
Нет таинственности, нет лабиринтов, нет иерархии, иными словами – никакой эзотерики и семи покрывал тайн. Все просто – Бог есть, и источник жизни – в Нем. Но принять это – все равно, что стать лицом к лицу с Большим Взрывом.
В Преображении очевиден отблеск будущей Пасхи – как лишнее свидетельство того, что для Бога нет времени. Преображение – это обещание, которое уже исполнилось для Бога и вот-вот исполнится для нас, и преображенный Христос на пороге двух времен (которые для Него едины) беседует с Илией и Моисеем о том, как сбудется это обещание. Клялся Господь и не раскается.
Свет Преображения – сияние невиданной силы, пока сдерживаемое, пока только залог, но еще немного – и оно зальет мир в пасхальное утро, станет воздухом, которым мы дышим, теплом, которым мы греемся, жизнью, которой мы живем.
predanie.ru