В сегодняшнем чтении святого апостола Павла говорилось о том, как наша Земля была сотворена Богом, и что она осуждена к уничтожению. «А вы, – обращается апостол Павел к людям, ко всем, и к нам в том числе, – а вы сохранены для того, чтобы прийти в Царство Божие, в Царство Небесное».
Сегодня, как обычно в Великом посту, мы совершили Божественную литургию святого Василия Великого, в которой очень большие, глубокомысленные слова приведены в молитвах. И в молитвах этой службы говорится о нас с вами. О том, что мы с вами оказались в своё время в раю сотворены все вместе, в ином мире, для того, чтобы вечно жить там с радостью, но мы все… И дальше Василий Великий говорит: «И Бог человека тогда поставил в таком положении, что он был равен ангелам, но он пал. И тогда был изгнан в мир сей». Вот почему апостол Павел говорит, что мир сей должен погибнуть. Вот почему. Потому что мир сей оказался грешным миром, результатом нашего с вами греха. И теперь у нас есть возможность вернуться.
Великий пост, как о том говорится в его объяснении, так называемом Синаксаре, является наше с вами покаяние за всё то, что мы совершили, начиная от того, что было в раю со Адамом и во Адаме, и потом в течение всей своей жизни на этой земле. Мы – это значит не только я и не только вы, стоящие здесь сейчас в храме. А мы – всё человечество, – говорит святой Григорий Нисский, брат Василия Великого, и другой святой через 600 лет после Григория Нисского Симеон Новый Богослов. – Весь человеческий род сюда заключён.
Вот смысл и суть сегодняшнего дня.
И этот день также, по Промыслу Божию, посвящён великому православному подвижнику, учителю и монаху, в последствии архиепископу Солунскому – Григорию Паламе. Григорий Палама является одним из тех людей, который понял во всю глубину значение того, что я только что вам сказал. И он сказал, что для того, чтобы нам с вами вернуться назад в рай, нам нужно сейчес, здесь, принять на себя энергию Божию, которую Он нам даёт всё время, вот как этот солнечный луч. Этот солнечный луч – энергия Земли нашей, потому что она приходит на эту нашу Землю с солнца. Но это только образ и подобие того, что нисходит на нас в нашу душу, в наше сердце. И это приходит в ответ на нашу молитву. Наше отношение к Богу, говорили святые отцы древности, особенно на Афоне и в других святых местах, по гречески «исихия» – это значит молчание. Но не только физическое молчание, а углубление в самого себя так, что человек становится спокойным. В этом смысле слово греческое «исихия» по-русски может лучше всего звучать как «спокойствие». В этом спокойствии мы оказываемся не только субъективно молчаливыми, но так же и объективно, потому что наступает вокруг нас тишина. Какая тишина? Божественная. Божественная тишина, которая даёт нам силу бороться со всеми искушениями этого мира и становиться в путь, который ведёт нас прямо в Царство Небесное. Вот смысл учения исихастов с древнейших времён, и потом в XIV веке Григория Паламы, который к этому присоединил и такое объяснение, как я уже сказал, что к нам приходит особая благодать в энергии Божией. И, он говрит, эта энергия, она приходит к нам от Бога самого. Это не сотворённая нами, людьми, энергия или даже Богом самим. Это исходит из Его природы, из Господа нашего, Спасителя нашего, из Всей Пресвятой Троицы Отца и Сына и Святаго Духа. Приходит к нам для того, чтобы нам дать силы – силы человеческие, которые соединяются с Божественной силой, Божественной энергией, чтобы быть нам энергичными на нашем пути, особенно в Великом посту, в подготовке к Воскресению Христову – к Пасхе.
Есть ещё одно святоотеческое выражение на греческом языке, которое излагается так: фиосис. Что это такое? По-русски это можно перевести как обожение. Русский язык очень многогранен, и можно одним и тем же словом многое, иногда даже противоречивое, изобразить. Поэтому, обратите внимание, обожение, ударение на «божие». Но совсем другое значение имеет «обожание», например. Не будем путать этого, потому что так мы можем запутаться ужасно. Запомним это удивительное слово. И вот это слово означает, по мысли Григория Паламы и других великих святых как в древности IV-V века и потом через тысячу лет XIV-XV веков, что это означает для нас, что мы становимся детьми Божиими такими, какими мы были в раю. И мы, таким образом, сейчас уже здесь, на каждой Божественной литургии, можем почувствовать, воспринять это обожение, этот удивительный путь исихии, этот удивительный путь не только молчания, но и тишины вокруг нас, небесной тишины, радостной тишины, тишины любви и правды.
Итак, идя теперь из этого храма к себе домой, внесём туда, в наш дом, этот удивительный свет Фаворский, потому что это Преображение Господне, которое отражается на нас. И как в то время сторонники Григория Паламы на Великих Константинопольских Соборах в XIV веке говорили о том, что этот свет Преображения – несотворённый свет, потому что он принадлежит Самому Богу. И приходит он к нам в лице этой энергии и этого обожествления как Сила Небесная для того, чтобы укрепить наши слабые ноги на этой земле.
епископ Василий (Родзянко)