Сегодня в Евангелии мы слышали часть нагорной проповеди Спасителя. Эти слова известны даже тем людям, которые никогда Евангелие не читали, они стали почти поговорками. Христос говорит о небесных птицах, которые не сеют, и не жнут, и в житницы не собирают, и Господь их питает. Христос говорит о полевых лилиях, которые не трудятся, не прядут, и одеты лучше, чем одевался Соломон во времена своей славы. Он говорит о том, что каждый из нас должен выбрать для себя самое главное, и, сделав этот выбор однажды, следовать ему до конца.
Мы сделали этот выбор. Мы знаем, Кто наш Господь, мы знаем Его имя. Его имя – Любовь. Его имя – Отец. Но однажды сделав этот выбор, мы не всегда можем ему следовать, потому что очевидные законы этого мира и правила жизни, которые он предлагает, противоречат тому, что говорит нам Христос.
Ну как же можно человеку жить и не думать о том, что ему есть? Как может человек жить и не думать, во что ему одеться? Человечество перестало бы существовать, был бы невозможен прогресс, вообще никакое развитие… так жить нельзя… Выходит, что Христос говорит неправду, и Евангелие не имеет отношения к нашей жизни?
Не имеет. Действительно, чаще всего так и бывает, что Евангелие не имеет отношения к нашей жизни. Но не потому, что оно не содержит в себе истину, а потому что жизнь наша настолько исковеркана грехом, настолько отстоит от правды Божией, что не совпадают законы Царства небесного и законы нашего мира. Каждый раз, когда мы знаем, что надо поступить по Евангелию, а мир предлагает совсем другие варианты, мы выбираем не евангельский путь, потому что знаем, что если мы поступим по-евангельски, то обязательно в этом мире проиграем.
И вот получается, что мы живем как-то двояко. Читаем Евангелие и думаем: «Какие удивительные слова Христос говорит… как хочется в это верить… как хочется этим жить…» А потом выходим в мир и начинаем решать свои проблемы совсем другим путем. И происходит это по одной просто причине, – мы не верим Евангелию. Мы не верим до конца, что Слово Божие живо и действенно, как говорит апостол Павел, что оно острее обоюдоострого меча, который проникает в человека до разделения его души и духа, суставов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные (см. Евр.4:12).
И вот только потому, что вера наша двояка, что мы все время хотим поработать одновременно Богу и мамоне, Евангелие для нас оказывается безжизненным. Ничего у нас не получается ни с нами самими, ни вокруг нас, ни в том, что мы, действительно, хотели бы сделать для Бога. Где нет настоящей веры, там не бывает чудес. Там законы этого мира, жесткие и абсолютные, как нам кажется, всегда будут побеждать евангельские законы, потому что законы этого миру могут быть побеждены только настоящей верой, доверием и большим упованием на Бога.
Мы сегодня слышали слова апостола Павла, что упование на Бога никогда не может посрамиться. Надежда не постыжается, – говорит Апостол (Рим.5:5). А наш собственный опыт неизменно показывает, что именно надежда всегда и постыжается. Мы начинаем надеяться на что-то мирское, обычное, человеческое, что обязательно потом рухнет. Надежды и мечты наши чаще всего не сбываются: мы надеемся на лучшее, а это лучшее не приходит, мы надеемся на то, что наконец что-то изменится, но ничего не меняется. Потому что мире, который живет без Бога, нет никакой надежды. Надежда есть только во Христе.
И надежда во Христе неотъемлема еще от двух удивительных добродетелей, о которых тоже говорит апостол Павел: есть еще вера и любовь. Когда есть вера и настоящая любовь к Богу, упование на Него, тогда слова, завершающие евангельское чтение: «Взыщите прежде Царствия Божие и правды его, а все остальное вам приложится», – могут стать для человека истиной. Когда человек вдруг решится по-настоящему забыть о законах этого мира и пойти за Христом и за этими словами, тогда все вдруг встает на свои места не смотря ни на что: не смотря на законы этого мира, на убеждения наших ближних, на весь опыт прошедших поколений. Тогда надежда вдруг оказывается реальной, любовь начинает приносить свои плоды, а вера – двигать горами. Тогда человек может ходить по водам.
Нет ничего другого более важного для каждого из нас, чем стремиться в Царство небесное, жить по правде Божией. А если мы все время выбираем какую-то другую, мирскую, правду, то мы можем, конечно, устроиться в этом мире, но надежды и упования у нас не будет никогда. Потому что нет надежды там, где есть расчет. Нет надежды там, где работают только законы. Это жесткий мир без всякой надежды, а надежда есть там, где, казалось бы, нерушимые и вечные законы падшего мира вдруг раздвигаются, и оказывается, что ты уже не сам идешь, а Господь тебя ведет. И ты понимаешь, что именно это и есть правда, потому что это путь, который однажды за тебя и для тебя уже проложил Христос. Только этот путь, который не укладывается ни в какие рамки законов, может быть истинным, потому что это путь в Царствие небесное, где царствует правда Божия.
Когда кому-то из нас вдруг получается услышать слова, которые нам Христос говорит, и несмотря ни на что забыть законы этого мира, начать искать правды Божией и ставить ее на первое место, тогда сам человек становится другим. Все в нем выстраивается правильно, по-евангельски. Там, где на первом месте правда Божия, все остальное Господь обязательно даст. Он даст именно то, что нужно: не то, что нам хочется, не то, что нам кажется совершенно необходимым фундаментом нашей жизни, но Господь даст Самого Себя. Господь даст нам Свою жизнь, нашу жизнь выстроит наподобие Своей Божественной жизни, и уже здесь на земле она будет полна Царствием небесным, которое мы сегодня провозгласили в начале Божественной Литургии: «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь». Будем же всегда этого искать и не верить, что мир может победить Евангелие.
протоиерей Алексий Уминский