Boyavlennya_2018.jpg
ЦЕРКОВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
СРЕТЕНСКИЙ ЛИСТОК
listok
ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

Сегодняшнее евангельское чтение

jan-luyken-parable-of-the-rich-foolГосподь дает нам, братья и сёстры, собирать богатство не для себя, а в Бога богатеть. Эти слова мы, конечно, слышали сегодня в Евангельском чтении. Притча эта о богатом человеке, который всю свою жизнь собирал всяческие блага — материальные. Для того, чтобы стать богатым человеком, ему нужно было заниматься, скажем, земледелием, землепашеством, озеленением принадлежавшей ему земли. Он собирал плоды от дел рук своих в житницы, в амбары. И так много он собрал, что когда ещё один раз выдался очень хороший урожай и некуда было помещать ему все эти блага земные, он сказал себе: «Вот, разрушу я эти амбары, в которых нельзя поместить всего, и построю новые, в которых будет всё, что мне нужно; и тогда я скажу себе: «Ну, душа, отдыхай. Ешь, пей, и веселись — всё у тебя есть». И в это время услышал голос: «Безумный! А сегодня жизнь твоя кончится. Сегодня — её последний день!»

Братья и сёстры, мы с вами совсем не богатые люди. Богатых в нашем обществе нет. И как будто бы эта притча о богаче какое же может иметь к нам отношение? А между тем, именно к нам она имеет прямое отношение. Может быть, больше, чем когда-нибудь, люди стали похожи на этого евангельского богача, похожи на него и мы с вами. Что, собственно, характеризует этого богача? Он для себя собирал все эти блага жизни, очень их ценил, придавая им самодовлеющее значение: «Вот для чего надо жить! Я для этого и живу. И вот теперь, когда я столько уже собрал для себя, могу и сказать себе: Отдыхай. Цель жизни достигнута. Ешь, пей и веселись». И вдруг — смерть…

Осуждает ли Господь эти блага сами по себе? Мы с вами собираем их или не собираем? Почему эта притча относится к нам, как никогда, может быть, в прошлом она к людям не относилась? Почему мы, живущие в наше время, особенно похожи на этого богача? Да потому, что принципом жизни вдруг сделалось в последнее время именно это: блага мирские, материальные, вещественные, побольше их! Вот в чём смысл жизни: побольше этого благополучия, которое состоит из материальных благ. Был плохонький телевизор, хочу получше; был старый радиоприемник, хочу получше. А там, смотришь, ещё что-то, а там стиральная машина, а там автомобиль, а там — дача, а там … и так далее. И эти материальные, вещественные блага, это благополучие, «багоденствие» оказывается целью жизни, братья и сёстры. Мы направляем все свои силы на то, чтобы побольше их собрать, для того, чтобы совершенно так же, как этот евангельский богач, однажды сказать: «Ну, вот теперь все у меня есть! Теперь отдыхай, душа, ешь, пей и веселись!»

Господь не зовёт нас собирать богатства, сокровища, земные блага для себя, а зовёт нас в Бога богатеть. Он не осуждает ни эти блага сами по себе, ни эти сокровища сами по себе — ни эти телевизоры, которые мы хотим иметь получше (и хорошо, что хотим иметь их получше), ни эти стиральные машины, которые нужны в каждом доме (и хорошо, что они есть, что можно их приобрести) — не их самих по себе, а все эти блага как самоцель, как имеющие самодовлеющее значение для человеческой жизни — вот что Он осуждает. Не собирай всего этого для себя, думая, что в этом цель твоей жизни, что в этом смысл твоего существования. Сегодня-завтра ты умрёшь, и тогда — что? Неужели для этого ты жил? Неужели — для телевизора или для стиральной машины, или для дачи, или для «Москвича» или для ещё чего-нибудь, для каких-то других материальных благ? Нет, не для этого. Всё это хорошо — все эти земные блага, но не тогда, когда они являются последней целью жизни, решительно исчерпывающей весь смысл нашего существования… Приходит ему конец.

А кто из нас не видел конца человеческой жизни? Кому не явлен был его тайный смысл? У каждого из нас кто-то близкий умер, каждый из нас знает, что такое смерть, гроб, могила. И каждый из нас, когда стоит перед этой тайной, думает: нет, смысл жизни, действительно, не то, чтобы набрать побольше этих благ — сокровищ мирских, есть, пить, веселиться… и — только, а в чём-то другом… В чём-же другом этот смысл? В Бога богатеть, говорит Спаситель. А что это значит: в Бога богатеть? Что это за особенное богатство, которое нам нужно собирать и собирание которого может быть действительно целью жизни, может быть действительно раскрытием последнего смысла нашего существования? В Бога богатеть — это значит раскрыть в себе всё то лучшее, что в нас есть, что нам дано. Это значит следовать норме жизни, определённой Господом Богом для каждого человека при самом его сотворении — всегда жить согласно с её требованиями. А эта норма есть любовь, братья и сёстры.

Не к себе любовь, не себялюбие, которое понуждает нас собирать побольше этих вещественных благ; не тот эгоизм, который влечёт этого богача наполнять свои амбары, свои житницы для себя, чтобы пить, есть и веселиться. Нет! А любовь, которая есть в нас образ Божий, по которому мы сотворены. Бог есть Любовь. И внутреннейшая сущность человека, в которого вложен образ Божий, наша сообразность Богу есть любовь — любовь к Богу и к людям. Любовь к высшей правде, красоте. Любовь к той правде, к той красоте и к той силе, которую мы и называем в абсолюте Богом. Любовь к людям, в которых вложена какая-то частица и этого добра, и этой красоты, которые нам нужно помочь им раскрыть в себе. Только тогда живёт человек в любви, только тогда он следует этой норме своего человеческого существования — воле Божией. Только тогда оказывается жизнь наполненной глубочайшим смыслом и цель существования не кажется тщётной в смертный час. Потому что любовь вечна, от вечности пришла. Потому что это то, что мне Бог дал, а я постарался данное мне Богом в себе увеличить, собрать ещё больше плодов от делания моего в любви. В этом смысл нашего существования.

Братья и сёстры, в сегодняшнем апостольском чтении говорится о том же самом. Оно нам напоминает, что жизнь, которая течёт по побуждениям эгоистическим, для собирания сокровищ, материальных, вещественных, благ для себя, а не для других что эта жизнь приводит к духовной смерти. Проснёмся от этого страшного сна! Воскреснем из мертвых! И да освятит нас Христос, потому что это Он открыл нам последнюю, высшую тайну смысла человеческого существования — в любви. Потому что это Христос дал нам заповедь любить Бога и друг друга, говоря, что тот, кто эту заповедь исполнит, исполнит весь закон и пророки! Это всё, чего хочет от человека Бог.

Братья и сёстры! Мы имеем тоже, как тот богач, свои житницы, амбары. Эти амбары, житницы — это время, данное нам Богом для жизни. В этом времени в эти амбары, в эти житницы мы складываем все телевизоры, стиральные машины, бесконечные заботы обо всём этом, и оказывается, этот амбар, наполнен Бог знает чем — никому не нужным, когда приходит смерть.

Наполним же эти наши житницы ещё и другими благами — теми, наполняя которыми нашу жизнь, время, в котором живём, мы богатеем в Бога.

протоиерей Всеволод Шпиллер

Оставить комментарий

МЫСЛИ О ГЛАВНОМ
  • Не говори людям о Боге, если тебя не хотят слушать. Живи так, чтобы спросили. святитель Николай Сербский
ПОМОЧЬ СТРОИТЕЛЬСТВУ ХРАМА
Храм Сретения Господня © 2012 - 2017 . Все права защищены.