Отец Петр (Прутяну) уже давно служит на краю земли – в Португалии. Увидев на исповеди много молодых людей, он решил спросить, что они знают об Иисусе Христе. Большинство, собираясь через несколько минут принять причастие Святых Тайн, не знали о Христе практически ничего.
Иногда люди ничего не знают о Христе, но, одновременно, притязают на то, чтобы Ему причаститься. Это все равно, что вступить в брак, ничего не зная о супруге. Таинства – это сочетание со Христом, брак с Ним. Поэтому Евангелие часто сравнивает спасение и вечную жизнь в Царстве Божием с браком, где Христос- Жених. Церковь есть Невеста Христова. И мы становимся невестами Христу лишь в той мере, в какой принадлежим Церкви. Христос призывает каждого из нас быть Его невестой и потому нам надо знать своего Жениха, знать Того, к Кому приобщаемся. Иначе мы уподобимся тем неразумным девам, которые не смогли войти в брачные чертоги.
«Нередко мы просим о совершении того или иного таинства для нас, но при этом нас не интересует Податель этих таинств»
Мы не задумываемся над тем, какими должны быть наши постоянные отношения с Ним. Здесь в скобках можно вспомнить эпизод из Евангелия об исцелении десяти прокаженных. Все они были исцелены, и только один вернулся поблагодарить Того, Кто его исцелил. Так и мы, когда приходим на соборование или на совершение другого таинства, принимаем Божий дар, который по вере даже производит определенное действие в нашей жизни, но Сам Источник этой благодати нас не интересует.
«Фраза “я причастился” неверна, даже с лингвистической точки зрения»
Слово “причастие” означает становиться причастником чему-то вместе с кем-то. Иными словами, мы можем использовать глагол «причащаться» только во множественном числе: “мы причащаемся” – мы все вместе становимся причастными Христу. Причастие должно совершаться всех вместе в одно время. А не так, что один пришел в удобные ему часы, причастился и ушел, потом другой, третий, и т.д. Все должны причащаться в назначенное время, когда совершается литургия, и освящаются Дары.
«Таинства даются для созидания Церкви, а не для того, чтобы мне везло в жизни»
Таинства действенны именно в ту меру, в какую ты сам являешься членом Церкви и осознаешь себя таковым. Ты не можешь говорить: “Вот, мне не нравится, как Церковь делает то-то и то-то”. Ты сам являешься ее членом. То, что тебе не нравится, по сути, есть то, что делаешь ты сам как член Церкви. Не только митрополит и мы, священники с бородами, являемся Церковью. С момента крещения все мы становимся Церковью, делаемся членами Тела Христова. У каждого из нас есть свои права в Церкви, но есть и обязанности, которые мы должны знать. Повторю, таинства действенны именно в ту меру, в какую человек является членом Церкви. Но если три воскресенья подряд человек не причащался, он выпадает из Церкви. Об этом говорит 80-ое правило Трулльского собора.
«Жизнь во Христе, участие в таинствах в чем-то подобно учебе в университете»
Мы не можем получить диплом, если не ходили на занятия, если не подчинялись правилам учебного заведения. Сам по себе факт зачисления в университет (крещение) не гарантирует, что мы получим степень магистра или доктора. Это только поступление, которое тоже очень важно. Ведь если ты начинаешь ходить на занятия, не будучи принятым в университет, то ты не студент, а вольнослушатель. Тебя нет в списках, тебя не допустят к экзаменам, и, конечно, диплома ты не получишь. Но если ты готовился к поступлению со всем усердием и был зачислен, а потом участвовал в повседневной жизни университета, был хорошим студентом, в таком случае ты, конечно, получишь диплом. В нашем случае таким «дипломом» станут слова Спасителя: “Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от основания мира” (Мф 25:34). А остальным будет сказано: “Почему вы были зачислены? Вы были похожи на диких коз, которые только скакали по стенам университета, на лекции не ходили, экзамены не сдавали…”
«Чаще всего люди уходят из Церкви, потому что им не объяснили, почему надо совершать те или иные действия»
Часто людям просто говорят: “Надо поцеловать икону здесь, поставить свечку туда…”. “А почему? Я хочу знать, почему это надо делать так. Когда люди сами перестают задавать такие вопросы, они начинают относиться к церкви как к кассе, куда приходишь, расплачиваешься и получаешь услугу. Думаю, что есть надежда на возвращение к литургической норме. В Португалии мы совершаем крещение только в рамках литургии, и в этом участвует вся церковь. Мы так и говорим прихожанам: “У вас есть возможность осознать собственное крещение. Во время погружения крещаемого в купель вокруг собираются все члены Церкви, и на каждое погружение все говорят «Аминь». Все участвуют и радуются вступлению в Церковь нового члена. Все слышат эти молитвы и вспоминают о тех обетах, которые они приносили сами при крещении.
В древности Церковь не разделяла таинства, а воспринимала их как единое целое. А в наши дни это воспринимается как частное дело.