Великий Вторник. Понимая службы этого дня

Каждый вечер в эти подготовительные дни мы слышим: «Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща», т.е.: «Вот в полночь приближается Жених, и блажен тот раб, которого найдет Он бодрствующим». Слышим евангельский рассказ о бесплодной смоковнице, осужденной Христом за то, что не нашел Он на ней плодов, о десяти мудрых девах, запасшихся маслом для светильников, чтобы встретить грядущего Жениха, и о десяти неразумных девах, оказавшихся неготовыми к этой встрече. Слышим и пророчество Христа о том, как оскудеет в мiре любовь и восстанут друг на друга народы и царства. Слышим, наконец, и горькое вопрошание Его: Сын Человеческий, придя в мiр, найдет ли веру на земле? (Лк. 18:28). И что означает все это, начиная с радостного, но и грозного утверждения «Се Жених грядет…», как не призыв пробудиться от духовной спячки, в которой мы почти всегда пребываем, и заново пережить эти святые и великие дни, как не напоминание о том главном, в чем явлен суд над нашей жизнью и одновременно – свет и сила, могущие преобразить и воскресить ее.

протопресвитер Александр Шмеман

Великий Вторник

Spas v ternovom venceНа повечерии в трипеснце звучат многие темы, которые должно вместить в наступающий день. Во-первых, это уже упомянутые пророчества о последних временах и далее — последние притчи Господа: о десяти девах, о талантах, о Страшном суде. Преклоняясь в трепете перед Божественным всеведением, с особой силой преподобный Андрей говорит о пришествии в славе неумолимого Судии: душе моя, слышала еси, готова прочее быти потщися. А в конце трипеснца снова возвращаемся к имеющему совершиться скоро: Грядет всех Судия изведен быти на суд — через два дня, когда Отцу Жертва приведется.

На утрене в своё время снова слышим знакомое Се Жених, и приближение Царя, идущего пострадать, становится всё более ощутимым, что прозвучит явно в тексте седальна: Иуда разумом сребролюбствует… света отпадает, тьму приим… того нас части избави, Христе Боже. И далее — Евангелие, вначале повествующее об ответах Господа на заведомо провокационные вопросы фарисеев и саддукеев . И далее — многократное Горе вам, книжницы и фарисеи.

Кто не содрогнётся, услышав, кто не отнесёт к себе страшный приговор Владыки. Всецелое, всежизненное покаяние должно стать ответом на слышимое, да не останется душевный дом пуст. Это, наверное, один из последних покаянных призывов перед тем, как достигнем вершины — в примере изливающей миро во многия грехи впадшей жены. Но это уже тема Великой Среды.

 

А пока во Вторник после Евангелия — двупеснец с изумительным кондаком дня: Час, душе, конца помысливши, и посечения смоковницы убоявшися, данный тебе талант трудолюбно делай, окаянная, бодрствующи и зовущи: да не пребудем вне чертога Христова.

Кажется, основное содержание первых двух суток собрано воедино: и судьба бесплодного дерева, и три ранее упомянутые притчи — всё зовёт к бодрости духовной, столь нужной особенно в эти святые дни. И снова в покаянных раздумьях слышим “Чертог” и просим просвещения одеянию души. Поются стихиры, посвящённые тем же трём притчам. Остриё слова Божия обращается на нас, уподобившихся девам буиим. Теперь же страхом примем дар, многоусугубим благодати талант и стяжем Друга Господа, и услышим блаженный глас: вниди, рабе, в радость Господа твоего.

 

Наутро — продолжение паремий из Иезекииля, Исхода и Иова. Можно обратить внимание, что последствия подогреваемой диаволом человеческой злобы (ожесточения фараонова) принимает на себя чистейший младенец, избранник Божий, плачущий в корзинке Моисей — явный прообраз Пречистого Страдальца Христа. Но за плачем пророка следует и царское утешение (милость дочери фараоновой).

От скорбного образа Моисеева переходим к великому страдальцу Иову, претерпевающему в полноте то, что и в малейшей доле потерпеть — подвиг…

Евангелие дня — образы последних времён и притчи Господа, но ещё важно окончание этого текста: через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие.

Источник:pravmir.ru  по материалам  Альфа и Омега, No. 3 (53)

 

Related Post

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *