Главными лицами церковной службы Великой Среды неожиданно становятся два столь непохожих, даже противоположных друг другу человека: блудница, достигшая святости, чей жертвенный поступок, по слову Спасителя, стал известен в целом мире(Мф. 26, 13), и апостол, совершивший предательство, самое чудовищное в истории человечества, чье имя стало нарицательным. Судьбы этих людей, одна чудесная и радостная, другая трагическая и ужасающая, пересеклись в среду Страстной недели, незадолго до крестной смерти Христа.
Блудница
В этот день в Вифании, в доме Симона прокаженного бывшая блудница возлила на голову Спасителя драгоценное миро, а Иуда пришел к первосвященникам и согласился за 30 сребреников предать своего Учителя. Эти события произошли непосредственно друг за другом, и поступок покаявшейся женщины, вероятно, даже подтолкнул предателя действовать быстрее и решительнее.
В Страстную среду Церковь призывает каждого христианина, всмотревшись в историю жизни этих людей, заглянуть и в собственную душу, – с кем мы: с предателем или с бывшей грешницей, совершившей ради Спасителя подвиг жертвенной любви.
Тебе Девыя Сына, / блудница познавши Бога, / глаголаше, в плачи молящися, / яко слез достойная соделавшая: / разреши долг, якоже и аз власы: / возлюби любящую, праведно ненавидимую, / и близ мытарей Тебе проповем, / Благодетелю Человеколюбче.
То есть, разреши мой долг перед Тобой, как я разрешила, то есть, распустила волосы. «Распустить волосы» – это, во-первых, признак блудницы, а во-вторых, это – знак покаяния. Почему с открытыми волосами в церковь не ходят? Это древний знак блудницы, нельзя быть с распущенными волосами. Красота волос может соблазнять. А в сильном душевном волнении платок падает с головы, ей уже не до платка, про женщину говорят тогда, что она «опростоволосилась». Блудница, не стесняясь своей принадлежности к такой профессии, в сильном душевном волнении от покаяния распустила свои волосы.
И она эти волосы употребила на то, чтобы вытереть ноги Господа Иисуса Христа, а потом их святым миром помазать, и своими слезами омочить. Так она распустила волосы: «Отпусти мне грехи, разреши долг. Возлюби любящую, праведно ненавидимую, и близ мытарей Тебе проповем, Благодетелю Человеколюбче».
«Господи, во многие грехи впавшая жена, / Твое ощутившая Божество, / мироносицы служение взяв на себя, / с рыданием мvро Тебе прежде погребения приносит, – / «Увы мне», возглашая, – / «ибо ночью для меня является страсть невоздержания, / мрачной и безлунной – любовь к греху! / Прими мои источники слез, / из облаков изводящий воду моря. / Приклонись к моим стенаниям сердечным, / приклонивший небеса неизреченным Твоим самоумалением. / Буду лобызать пречистые Твои ноги, / и еще отру их головы моей кудрями, / – те, шум от которых Ева в раю после полудня, / услышав ушами своими, в страхе скрылась. / Грехов моих множество и судов Твоих бездну кто исследует? / Спасающий души, Спаситель мой, / меня, рабу Твою, не презри, / Имеющий безмерную милость!»
Иуда Искариот
Он был избран Спасителем в число двенадцати апостолов, самых близких учеников. И это избрание не было случайным и незаслуженным. Как и все апостолы, Иуда оставил всё, что имел: родной город, дом, имущество, семью, – и пошел за Христом. Он, действительно, был одним из самых лучших людей в Израиле, готовых принять евангельскую проповедь. У Иуды тогда была и несомненная вера и решимость всей жизнью служить Господу. Иуда ни в чем не был обделен по сравнению с другими апостолами. Вместе с другими учениками он был послан проповедовать слово Божие по городам и селам Иудеи, при этом он тоже совершал чудеса: исцелял больных и изгонял бесов. Иуда слышал те же слова Спасителя, что и другие ученики, даже перед Тайной Вечерью Христос в числе других апостолов омыл ноги уже согласившемуся на предательство Иуде. Но у Иуды не было самого главного – знания Того, с Кем он так долго ходил вместе, и, соответственно, любви к Нему. Потому что трудно себе представить, что можно познать Христа и после этого Его не полюбить. Любовь и знание очень тесно связаны. Как говорит ап. Иоанн: «всякий любящий рожден от Бога и знает Бога» (1-е Ин, 4, 7).
В Евангелии мы видим много примеров, когда люди образованные и почитаемые, в т.ч. книжники и фарисеи, учители закона, не могли познать Христа, даже при относительно близком общении с Ним, видя Его чудеса. Тогда как люди низших слоев общества того времени, неученые или грешные (мытари, блудницы), или, например, женщины, нередко узнавали Его как Сына Божьего. И именно те, кто не смогли встретиться с реальным Иисусом, не увидели Его сущность, легко меняют возглас с «Осанна!» на «Распни Его!». Закхей «искал видеть Иисуса, кто Он» (Лк, 19, 3), и мы знаем, каковы были плоды такой мотивации. А мы ищем «видеть Иисуса, Кто Он»? Или нам это, как Иуде, не особо интересно? Невозможно полюбить того, кого не знаешь. А Иуда предал потому, что, скорее всего, не познал Христа, видел в Нем средство, своего рода объект, так и не смог встретиться с реальным Иисусом, хотя столько времени ходил с Ним.
Мы всматриваемся в личность Иуды, вглядываемся в себя (Иуда тоже во многом был сконцентрирован на себе, его горизонт был весьма ограничен – деньги, власть, выгоды и т.п.), но, на самом деле, как важно больше всматриваться в Личность Христа. Идти К СВЕТУ, а не только ОТ ТЬМЫ.
И вот в Великую Среду кончается Литургия Преждеосвященных Даров, читается последний раз торжественно вслух молитва Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего…».
И здесь уже все великопостные молитвы заканчиваются. Всё. Наступает время и действо Великого Четверга.
И наконец, что самое замечательное может произойти с человеком во время Страстной недели? Он может забыть о себе, исчезнуть в какой-то момент в этих богослужениях. Раз – и вроде тебя самого уже и нет, а только Страстная неделя, и ты уже о себе даже не вспоминаешь. Вот это было бы здорово, если случилось. В какой-то момент с каждым это случается во время Страстной недели, когда человек перед Богом вдруг исчезает, как-то о себе совсем не помнит. Вот это было бы хорошо!