Итак, возлюбленные, мы вступили в Четыредесятницу, то есть приступили к более усердному служению Господу, ибо мы словно перед подвигом во имя святого служения приуготовляем себя к противоборству с душевными искушениями, а посему уразумеем, что чем больше усердия мы будем прилагать ради своего спасения, тем большим нападкам и искушениям будем подвергаться от наших неприятелей. Однако Тот, Кто выступает на нашей стороне, сильней того, кто против нас, и мы становимся сильнее благодаря Тому, на Чью силу надеемся, ибо Господь допустил соблазнителю искушать Себя для того, чтобы мы получали назидание от примера Того, Чьей помощью защищаемся.
***
Посему, возлюбленные, прибегнув к воздержанию, взыщем вспомоществование небесных и Божественных заповедей, зная, что одолеем своих врагов лишь тогда, когда победим самих себя. В нас происходят бесчисленные противоборства, и то плоть желает противного духу, то дух восстаёт на плоть. Если в этом противостоянии верх берёт похоть плоти, то дух постыдным образом утрачивает своё достоинство и получает величайший вред, повинуясь тому, кем должен повелевать. Если же душа следует за своим кормчим, то наслаждаясь небесными дарованиями, попирает искушения земных удовольствий и не позволяет греху царствовать в своём смертном теле. Разум в таком случае удерживает за собой первенство, присущее ему по чину, а крепость его не может пошатнуть никакое прельщение и греховный соблазн, и тогда человек обретает подлинный мир и истинную свободу, при которой плоть управляется духом, а дух подчиняется Богу.
***
Не может быть никакого благочестивого деяния без искушения, веры без испытания, противоборства без врага и победы без сражения. Наша земная жизнь протекает среди многочисленных искушений и духовных браней, поэтому если хотим избежать соблазна, должны бодрствовать, и если хотим побеждать, должны вступать в сражение. Посему и мудрейший Соломон говорит: Сыне, приступая к служению Богу, приготовь душу твою к искушению.
***
Возлюбленные, будучи наставленными Божественными поучениями, во всеоружии приступаем к подвигу предстоящей борьбы. А посему прислушаемся к словам Апостола: наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной и не станем игнорировать того, что эти враги наши воспринимают как направленное против них всё, что мы предпринимаем ради собственного спасения, и тем самым, стремясь к добру, мы вызываем на брань своего неприятеля.
***
Итак, возлюбленные, восстаньте, препоясав, по слову апостольскому, чресла ума вашего истиной и обув ноги ваши в готовность благовествовать мир, а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. Воззрите, возлюбленные, какими могучими орудиями, какой непреодолимой защитой, словно многочисленными знаками триумфа вооружает нас непобедимый Вождь и Наставник христианского воинства. Он препоясал чресла наши перевязью чистоты, обвязал ноги наши сандалиями мира, ибо воин без препоясания вскоре побеждается бесстыдным соблазнителем, а не повязав сандалии, легко уязвляется змием. Щит веры даётся для защиты всего тела, шлем спасения возлагается на главу, а меч влагается в десницу, чтобы духовный воитель не только был предохранён от ранений, но и смог нанести рану нападающему.
***
Возлюбленные, изобилуя такими орудиями, без трепета и промедления вступим в предстоящее нам сражение и, пребывая на этом ристалище постящихся, не будем ограничиваться лишь воздержанием в пище. Нет пользы от того, что тело утончается, а крепость духа не взращивается: ослабляя внешнего человека, мы должны возрождать внутреннего, освободив плоть от плотской пресыщенности, испытаниями мы должны укреплять своё духовное разумение. Пусть каждая христианская душа бодрствует и сурово испытывает помышления сердца своего, остерегаясь того, чтобы в нём поселились раздоры или похоть. Пусть чистота изгоняет невоздержанность, а свет истины – тьму обольщения. Пусть смирится высокомерие, опомнится гневливость, сокрушатся стрелы греха, обуздается злословие. Пусть прекратится злопамятство и будут преданы забвению обиды.
***
Если же в ком-либо так возгорится жажда мщения, что он заключит своего неприятеля в тюрьму или свяжет оковами, то пусть таковой поспешит не только невинного, но и достойного наказания вызволить из неволи, чтобы тем самым была исполнена заповедь из Молитвы Господней, гласящая: прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим. Это прошение Господь отметил особенным наставлением, словно в нём заключается весь смысл молитвы: если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.
***
Будем прощать, чтобы и нам прощали, не станем отказывать в милости, о которой просим, молясь об отпущении грехов, не будем стремиться к отмщению. Не пропустим мимо ушей воплей нищего, будем готовы оказать милость нуждающимся. И если кто-либо с помощью Божественной благодати стремится к этому совершенству, то он достойно проходит святой пост.
***
Именно в том и заключается праведность совершенных, чтобы никогда не считать себя совершенным, не сходя с пути возрастания, пока ещё не угасает стремление, поскольку там, где угасает стремление к совершенствованию, затаилась опасность духовного угасания. Никто из нас, возлюбленные, не обладает таким совершенством и святостью, чтобы не мочь стать ещё более святым и совершенным.
***
Что может быть благоприятнее этого времени? Что может быть спасительнее этих дней, в которые объявляется война страстям и порокам и умножаются добродетели? Тебе, христианская душа, ввиду козней врага твоего спасения предстоит неусыпное бодрствование, как бы коварному искусителю не открылось уязвимое место. Ты должна быть ещё более бдительной и трезвенной, поскольку именно это больше всего ненавистно твоему врагу. Ныне древнее владычество его ниспровергнуто по всему миру и расхищены бесчисленные сосуды хищения.
***
Неистовствует от ярости нечестивый враг, лишённый своих трофеев, и устремляется за новой добычей, ибо лишился старой. Он неустанно пленяет овец, если обретёт таковых беспечно блуждающими вне святых стад и, соблазняя их наслаждениями и роскошью, растлевает нравы, воспламеняя гнев, подпитывая ненависть, изощряя похотливость, издеваясь над воздержанием и пробуждая сластолюбие.
***
Итак, возлюбленные, поскольку мы научены Искупителем нашим, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих, то христианскому народу, утвердившемуся в воздержании, следует искать насыщения скорее в Слове Божием, нежели в хлебе телесном. Посему с благоговейной готовностью и возвышенной верой воспримем торжество пощения и будем праздновать его не одним лишь только отказом от пищи, как это свойственно бессилию плотского мудрования или жадному нраву, а щедростью и милосердием, чтобы стать теми, о ком Сама Истина вещает: блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
***
Да будут благочестивые деяния наслаждением нашим, исполнимся пищей, вскармливающей нас для вечности. Возликуем, благотворя нищим, которых насытили наши пожертвования. Насладимся, раздавая одежду тем, чью наготу мы покрыли необходимыми им одеяниями. Облегчим своей обходительностью скорбь умирающих, немощь больных, тягости изгнанников, одиночество сирот и печаль оставленных вдов, и пусть не останется никого из нуждающихся в помощи, кто не был бы облагодетельствован.
***
Возлюбленные, именно в этом усовершенствовании и преуспеянии в добродетелях – знаки ожидающих нас венцов, для приобретения которых нет нужды опустошать свои житницы и тратить деньги. Для этого требуется лишь отвергнуть распущенность, отречься от пьянства и укротить плотское похотение воздержанной жизнью. Вместо ненависти в нас должна быть любовь, вместо вражды – мир. Гнев должен быть укрощён смирением, а обиды – прощены кротостью, и, наконец, нравы и господ, и рабов должны быть таковы, что власть первых стала бы более мягкой, а повиновение вторых – более почтительным.
***
Пусть простятся обиды, снимутся оковы, прекратятся оскорбления, иссякнет мщение, чтобы священное празднество Божественной милостью и человеческим милосердием всех освободило от грехов и даровало радость с помощью Господа нашего Иисуса Христа, Который как превечный Бог с Отцем и Святым Духом пребывает и царствует во веки веков. Аминь.
святитель Лев Великий