Для совершающих торжественно память чудесного явления Покрова Матери Божией не может быть ничего радостнее известия, что сей благодатный Покров простерт и над ними. Но кто может быть таким вестником? Чье око способно видеть Святейшую Ходатаицу, “на воздусе за ны Христу молящуюся?” Среди нас нет явных тайнозрителей, подобных блаженному Андрею и Епифанию.
И однако же мы не без свидетеля, и притом самого верного, о том, что покров Преблагословенной Девы простерт и над нами. Кто сей свидетель? Не человек какой-либо земной, и даже не Ангел, а Она Сама, наша Покровительница! С дерзновением и уверенностью говорю сие от лица Её, ибо что значит святая и чудотворная икона Её, стоящая в храме, как не постоянный, видимый залог Её невидимого Покрова?.. Мы знаем из истории чудотворных икон, что в случае гнева небесного за грехи человеческие, иконы сии вдруг скрывались и являли себя в другом месте, или вовсе исчезали. Посему, пока наша Покровительница не оставляет здесь Своего места, не лишает Своего образа благодатной силы чудотворений, принимает наши молитвы и подаёт нам благовременную помощь, до тех пор мы, несмотря на всю нечистоту нашу, можем быть твердо уверены, что находимся под Её благодатным Покровом.
И может ли Преблагословенная Дева не внимать мольбам тех, кто прибегает к Ней с истинной верою и любовью? Опять дерзну сказать от имени Её: не может! И невозможность эта составляет Её славу. Небесные покровители, между прочим, тем и отличаются от покровителей земных, что земные могут покровительствовать, могут и не покровительствовать, хотя бы просящий был достоин покровительства; а небесные покровители не могут не покровительствовать достойных: где искренняя мольба, там и их помощь; где вера и любовь к ним, там и они; это для них – святая необходимость. Тем паче не может не слышать чистых молитв, не может не оказывать благовременной помощи Матерь Божия, Которой, как в особенную награду за величайшее и беспримерное служение Ее спасению человеческому, предоставлено право быть первою Ходатаицей о всех нуждающихся, радостью и покровом всех скорбящих.
Что же должна производить в нас эта драгоценная уверенность в покровительстве нам Матери Божией? Беспечность в деле нашего спасения? Бесстрашие в преступлении закона Божия? Откладывание со дня на день покаяния? Нет, это значило бы злоупотреблять милосердием небесным и оскорблять в лицо нашу святейшую Покровительницу. Чистейшая из Дев не может покровительствовать грехам; Она покровительствует грешникам, и притом кающимся. Кто хочет постоянно быть под Ее благодатным Покровом, тот должен постоянно удаляться от всякого греха, ибо всякий грех расторгает союз с Нею. Она молится о тебе свыше, а ты молись о себе снизу; Она покрывает тебя заслугами Сына Своего, а ты облекайся в них верою и любовью. Иначе, если будем предаваться греху, выйдет то же, что было с израильтянами. Моисей принимал для них от Бога закон на горе Синайской, а они, соскучившись в его отсутствие, отлили под горою златого тельца, и начали ему поклоняться и бесчинствовать. Увидев сие, Господь тотчас прекратил беседу Свою с Моисеем и сказал: “возвращайся скорее назад, ибо растлился твой народ … оставь Меня теперь, дабы низвел Я на них огонь гнева Своего” (Исх. 32; 7, 10). Не скажет ли подобного и нашей святейшей Ходатаице Сын Её и Бог, если мы, подобно израильтянам, начнем предаваться беззаконию? “Ты молишься и ходатайствуешь о них, и Я готов оказать все милосердие тем, за коих претерпел смерть. Но взгляни, что делают они! Когда ты молишься, они поклоняются тельцу златому, приносят жертвы идолам своих страстей и попирают Мои законы. Где тут место для милости? Они сами на себя воздвигают гнев. Им нужна казнь пробуждающая и вразумляющая, а не милость утешающая”.
Это может быть со всякою душою, не заботящейся о своём спасении в надежде на заступление Матери Божией. Суды Божий одинаковы и в малом и в великом: “Скорбь и теснота на душу всякого человека, делающего злое. Слава же и честь и мир – каждому делающему доброе. Ибо нет лицеприятия у Бога”(Рим. 2; 9-11).
Зная сие, будем несомненно прибегать под кров Преблагословенной Девы, но не будем приносить под сей покров грехов наших, не омыв их слезами покаяния. Матерь Божия врачует все немощи, утоляет всякие скорби, покрывает самые грехи, коль скоро они соединены с сокрушением о них сердца, но не покрывает и не может покрыть ожесточение во грехах!
святитель Иннокентий Херсонский