Быть христианином – это значит твердо определиться в своей жизни, что ты хочешь, чтобы Христос был с тобой, а ты в своей жизни пойдешь по тому пути, который Он заповедал. Практически невозможно наполовину быть христианином: вот тут я немножко в жизни своей христианин, а вот тут вот нет, я буду поступать по-другому. Ну, точно так же, как невозможно наполовину дышать: или ты дышишь и живешь, или ты глубоко болен и из-за твоего неправильного дыхания твое тело погибнет. К сожалению, в нашей повседневной жизни мы не всегда себе даем отчет, что такое быть христианином. И когда нам удобно, мы принимаем Христа, начинаем обращаться к Нему, молиться, приходим в храм, а когда нам для нашей жизни кажется, что мы должны сделать что-то по-другому, не так, как Господь учит нас, то мы тут же забываем об этом и ведем себя так, как принято, а не так, как Господь заповедал.
Сегодня в Евангелии показана очень страшная картина последствий такого поведения. Более того, в нынешнем Евангелии раскрывается внутренняя суть духовной борьбы христианина. Ведь быть христианином – прежде всего это вести духовную борьбу, духовную борьбу против сил зла, и в частности против тех сил зла, которые в твоей собственной душе окопались.
Мы слышали о чуде, которое совершил Господь Иисус Христос: как Он исцелил человека бесноватого, в котором действие сил зла проявлялось очень ярко – так, что это внешне наводило ужас на всех жителей страны Гадаринской, в которой жил этот человек. Он не жил в жилищах обычных человеческих – жил в пещерах, которые приготовили жители для своих гробов. На Востоке невозможно в землю погребсти человека, каменная там земля, каменистая, – погребают в каменных расщелинах. Этот человек не одевался в обычную одежду, его сковывали железными оковами – он все их разрывал. И вот Господь совершает чудо: Он изгоняет силы зла – бесов из этого человека, и более того, для наглядности, чтобы все видели вокруг, какая может быть сила зла, Господь повелевает этим бесам, которых там был легион, войти в свиней, и свиньи, обезумев, бросаются с крутизны в море и гибнут.
Откуда взялись свиньи в стране Гадаринской, да еще такое большое количество? Закон Моисеев запрещает правоверным иудеям употреблять свинину в пищу. Эти же жители содержали целое огромное стадо свиней. Это был видимый знак нарушения ими закона Моисеева. Они пренебрегли законом Моисеевым, открыто его нарушили. Но им было выгодно это нарушение. Вряд ли они сами ели свинину, скорее всего этого они не делали, но рядом с ними жили жители языческие, и они торговали этой свининой, имели большой доход, и хорошо была устроена их жизнь внешне. Но то, что они нарушали закон Моисеев, их не страшило, то, что видимым образом рядом с ними жил такой жуткий бесноватый, конечно, их пугало, но они не относили это к себе, они не думали о том, что состояние их души подобно состоянию внешнему поведения этого человека. Люди презрели закон Божий, но думали, что это для них нормально – они привыкли к этому нарушению закона Божия.
Вот эта страшная привычка к греху – самый ужасный враг христианина. В жителях этой страны как бы нам не увидеть самих себя. Если мы на свою жизнь внимательно посмотрим, не увидим ли мы таких примеров, когда мы нарушаем сознательно закон Божий, думая, что это ничего, лишь бы это нам принесло какую-то внешнюю пользу, и не думая о том, что, нарушая закон Божий, мы ввергаем себя во власть того самого, кто повелевал этим безумным бесноватым. Нарушая закон Божий, мы уходим из-под опеки Божией, из-под покрова Божия и становимся доступными силам зла, которые начинают хозяйничать в нашей душе и делают нас внутренне одержимыми, – потому что когда человек предается страстям и греху, он становится внутренне одержим.
Так вот Христос совершает чудо. Но посмотрим, какая реакция людей страны Гадаринской. Они что, обрадовались, когда увидели перед собой Того, кто может легионы демонов изгонять? Они что, все побежали к Нему, чтобы попросить у Него, чтобы Он наставил их на путь спасения и вел их за Собой? Они что, уверовали в Него как в Сына Божия?.. Страшная вещь произошла: жители города этого все-таки пошли к Иисусу, но для чего? Они попросили Его, чтобы Он немедленно ушел от них. Их постигло такое огорчение за погибших свиней, и за потерянный свой доход, и за оправдание своей, в общем-то, свинской жизни, что они предпочли остаться со своим разочарованием, нежели соединиться со Христом.
Не прогоняем ли мы из своей жизни Христа? Вот о чем каждому из нас надо задуматься. Потому что мы знаем, что Господь нам заповедал. Мы знаем, как Он учит нас прощать друг другу, мы знаем, как Он учит нас быть милосердными друг ко другу, мы знаем, как Он учит нас молиться, мы знаем, как Он учит нас состраданию, мы знаем, как Он учит нас любви друг ко другу. Мы все это знаем, но в жизни своей мы этому следуем или нет? Или, может, мы, подобно тем жителям страны Гадаринской, говорим: «Уйди, Христос, от нас, нам неудобно Тобой, нам удобнее жить по законам мира сего», – где ложь – нормальное явление, лицемерие – привычное дело, где скверна находит в сердце человека свой отклик, где люди живут для самого себя и думают в первую очередь о самом себе. Зачем такому человеку Христос? Выгода внешняя ему ближе.
Сегодняшнее Евангелие показывает нам, что человек всегда должен делать в жизни своей выбор, и выбирать между путем жизни и путем смерти. Тот бесноватый, который раньше наводил ужас своим поведением, под действием Христа Спасителя не только стал человеком нормальным, но и пожелал идти за Христом, следовать за Ним, а те, которые были внешне нормальны, но внутренне повреждены, не захотели быть со Христом, потому что, нарушая закон Божий, они имели внешнюю выгоду, не понимая, какой страшный вред они наносят своей душе.
Пусть каждый из нас задумается: мы с Христом живем в нашей повседневной жизни? Каждый день, вставая утром, мы за Ним ли следуем. Все наши поступки сообразуются ли с Божественными заповедями? И если это не так, устрашимся того, чтобы силы вражии не завладели душой нашей, не свили там гнездо, чтобы мы не стали служителями зла в этой жизни. Потому что гибель зла предопределена Богом, и она страшна. Да не будет того с нами. Будем жить со Христом и будем просить, чтобы Христос не уходил, но пребыл с нами. Будем в нашей повседневной жизни идти вслед благих заповедей Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. И если мы будем со Христом, то нам никакие силы зла тогда страшны не будут, ибо по одному слову Спасителя нашего легион бесов изшел из человека. Мы под великим покровительством Господа нашего Иисуса Христа, Ему же слава во веки веков.
протоиерей Александр Ганаба