В евангельском чтении второй Недели Великого поста речь идет об особом проявлении веры – не только самого больного человека, но и его друзей.
Христос приходит в Капернаум, город на берегу Галилейского моря, где прежде Он уже проповедовал и «исцелил многих, страдавших различными болезнями» (Мк. 1, 34). Молва о Нем быстро распространяется по всей окрестности, и в доме, где Он остановился, собирается много людей, так что даже «у дверей не было места» (Мк. 2, 1–2).
Одни пришли, чтобы услышать слово Учителя, другие – просто посмотреть на Него, но, конечно же, многих привела к Нему надежда на исцеление. Среди болящих был и один паралитик. Сам он не мог двигаться, и его беспомощного принесли прямо на постели четыре человека. Однако в дом попасть они не смогли. Но вера их была столь велика, что они совершили нечто необычное. Чтобы исполнить свое намерение, близкие больного, забравшись на кровлю дома и «прокопав ее, спустили постель» с расслабленным прямо к ногам Спасителя. Желание помочь другу и вера в то, что Христос может исцелить страдальца, подвигли их на это. И по горячей вере этих людей совершается чудо: Христос говорит расслабленному: «Чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мк, 2, 5). А что может быть более желанным для человека, чем услышать из уст Христа, что ему прощаются грехи?
Однако эти слова вызвали внутреннее негодование у присутствовавших в доме книжников. В ответ на их мысли: «Что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» (Мк. 2, 7), – Христос отвечает: «Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи» (Мк. 2, 10), и в подтверждение обращается к расслабленному: «Тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди» (Мк. 2, 11). К изумлению и радости всех окружающих лежавший долгое время без движения человек тут же встал и пошел, унося свою постель
Многие из нас подобны этому расслабленному, потому что даже при хорошем физическом здоровье грех парализует душу человека, делает невозможным его духовное развитие, останавливает движение к Богу. Человек, не раскаивающийся в своих грехах, пребывает в состоянии духовного паралича. При этом любые совершаемые им подвиги, внешне кажущиеся полезными для души, – пост, молитва, дела милосердия – не приносят ему пользы. По мысли святителя Тихона Задонского, грех, ставший привычкой, делает человека духовным паралитиком, не заботящимся о своей душе. Такой человек просто «лежит» и не движется к Богу.
Призыв Христа: «Тебе говорю: встань и иди» – обращен к каждому из нас. И в первую очередь к тем, кто уже ступил на путь поста и покаяния и на исповеди услышал, подобно расслабленному: «прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2, 5). Теперь мы тоже должны восстать и идти, то есть освободиться от греха, от духовной бездеятельности и неуклонно двигаться вслед Христу. Ведь покаяние – это не только признание своих грехов на исповеди, это изменение жизни и утверждение в доброделании.
Посмотрим, что еще сообщает нам евангелист об этом событии. Мы видим, что расслабленный, получивший возможность исцеления, не остался один на один со своими проблемами. Четыре человека взяли и понесли болящего ко Христу с верой, что этим они могут помочь ему исцелиться. Мы не знаем, кто эти люди, совершившие подвиг любви. Для нас их имена остаются неизвестными.
Современный верующий человек часто эгоистичен. Он рисует себе псевдоспасительные идеалы, окружает себя как бы глухой стеной, отгораживаясь от ближнего, и не видит его проблем. Появилась даже крылатая фраза «это твои проблемы». Давайте вспомним, когда в последний раз мы со вниманием (не с любезным безразличием!) слушали наших близких, даже своих детей? Да мы и сами боимся говорить о своих трудностях, потому что не надеемся, что будем поняты другими. Логика современного христианина нередко сводится к следующему: я молюсь, хожу на службу, регулярно причащаюсь, езжу по святым местам… А достаточно ли этого для спасения? Нет, это фарисейская праведность. Если человек сосредоточен только на себе, он не в силах думать о ком-либо другом.
Нам важно научиться реально помогать ближним. Великий пост – особое время для дел веры и любви. Увидеть нужду ближнего и помочь ему прийти ко Христу – главная обязанность каждого из нас. Кто бы он ни был, в каком бы духовном состоянии ни находился, он является носителем образа Божия. Хоть маленькая искра веры и надежды, но сохраняется в каждом человеке до конца его дней, и Господь посылает нас ему на помощь. Вспомним в заключение слова митрополита Сурожского Антония: «Кто не увидел сияние рая в глазах ближнего, тот не увидит его никогда».
митрополит Калужский и Боровский Климент