Пассия – великопостное богослужение. Невозможно воскреснуть, минуя Голгофу

IMG_4554По старому церковному обычаю, который восходит еще к XVII и XVIII векам, по пятничным и воскресным дням в течение первых четырех недель Великого поста во многих храмах совершается особое великопостное богослужение — Пассия. Традиция его совершения полюбилась, так как дает возможность задуматься о том, что станет главным содержанием Страстной седмицы, то есть о страданиях и крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа.

Слово „пассия” имеет латинское происхождение и обозначает страдание. Сам чин богослужения включает в себя чтение глав Евангелия, в которых говорится о страданиях, смерти и погребении Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. В соответствии с тем, что священная история эта рассказана четырьмя евангелистами, во время поста совершаются  Пассии, на каждой из которых прочитывается одно из евангельских повествований.

Какой след оставляет в душе это богослужение, знает только Господь Сердцеведец, и вряд ли нужно облачать в слова то, что и выразить невозможно. Личные переживания “пассии” позволяют по-другому посмотреть на Великий пост, наполнить его совершенно иным смыслом. И хочется, чтобы как можно больше людей прониклось!

Понять «божественность» этой службы поможет разъяснение епископа Илария (Шишковского), викария Киевской Митрополии.

Пространство, где каждый из нас встречается с личным Богом

Владыка, расскажите, пожалуйста, в  чем заключается «божественность» этой службы, и почему верующим необходимо ее посетить?

― Акафист Страстям Христовым, я считаю, это особенная служба, но связана она с печалью, скорбью, потому что мы вспоминаем страсти ― то есть, страдания нашего Господа. Пассия сама по себе является моментом мистического общения со Христом, потому, что страсти – это действительно глубинное восприятие Спасителя. Ведь те страдания, которые Он перенес, являются как раз моментом искупления человечества. Мы знаем, что Господь совершил свои страдания на Кресте для того, чтобы мы спаслись, получили искупление и жизнь вечную.

На протяжении многих веков, если мы обратимся к подвижникам, святым отцам Церкви, то увидим, что красной нитью через их духовное миросозерцание проходит тема страстей Христовых.

Эта тема очень глубокая, и можно сказать, интимная. Потому, что если какие-то моменты богослужебные, богословские мы воспринимаем соборно, то страсти Христовы человек воспринимает более индивидуально. Это то пространство, где каждый из нас встречается с личным Богом. Страждущий человек, который мучается, испытывает печали, скорби, неурядицы, встречает на определенной мистической плоскости  «своего» Спасителя, Который уже претерпел за него страсти и перенес страдания. Это очень важно, потому что здесь – область общения с «личным» Богом. Человек как личность общается с личностью Богочеловека.

В чем смысл причащения страстей Христовых?

В богослужебных текстах, заключающих в себе учение о правильном восприятии страстей, постоянно делается акцент на том, что мы должны «причащаться страстей Христовых». Причастие страстей Христовых и есть живое ощущение, когда мы не просто формально, интеллектуально воспринимаем страсти Христовы, размышляем о них. Что значит причаститься? Это значит принять в себя, пережить, пропустить через себя. Это очень важно, поскольку человек, который сораспялся, как говорит Церковь, обязательно воскреснет. Смысл причащения страстей Христовых — это воскресение. Мы не должны концентрироваться на одних страстях, это не есть самоцель. Мы переживаем их для того, чтобы потом воскреснуть вместе со Христом.

Воскресение без страстей возможно?

― Святые отцы говорят, что нет. Правильный путь духовного развития, есть путь, который лежит через определенную и однозначную точку – Голгофу. И человек, не прошедший Голгофу, не может воскреснуть со Христом. На этом построен мистический принцип, о котором говорят святые отцы: мы – христиане, люди, которые следуют за Христом, уподобляются, подражают Ему. Если это так, значит, мы должны вкратце, как люди, пройти тот же путь, который прошел Христос, повторить Его образ жизни. Страсти Христа исцеляют человечество, изменяют его природу, преображают.

Наш современник постоянно старается устраниться от страданий, от боли, избежать их, и,golgofa конечно же, воскреснуть, минуя Голгофу.

Нужно оговориться, что само слово «страсти» – церковнославянского происхождения, осталось в нашем языке. И его не нужно путать с другим понятием страстей ― грехов, которые мучают человека, и «страсти» – как страдание, которое претерпевает человек за Христа.

Это необходимая участь, потому что, если для древнего человека понятие страданий, боли, перенесение каких-то лишений было более естественным, то наш современник постоянно старается устраниться от страданий, от боли, избежать их, и, конечно же, воскреснуть, минуя Голгофу. Это невозможно. Часто бывает, если мы уходим от Голгофы, то она нас настигает сама.

Тема страстей всегда была актуальна, и, наверное, останется актуальной. В ней человек находит сострадание раскрыть и выразить свою природу, в которой он так нуждается. Сейчас мы часто замечаем, что люди в повседневной жизни не умеют сострадать, а часто – даже боятся. Можно оказаться непонятым, можно оказаться осмеянным. С другой стороны, человек просто не хочет приобщаться к чужой боли, потому, что стремится к комфортной, спокойной, безоблачной жизни, но так не бывает. Не отвечая на чужие страдания, в конечном итоге он сам оказывается страждущим, на его боль также никто не откликается.

Во время Пассии Христос учит нас состраданию. Разделенная боль уже становится легче, разделенная боль изменяет самого человека. Ведь тот, кото это испытал, обязательно поймет и другого. А значит логично, что сострадание преумножает любовь в людях. Оно дает возможность любить, дает возможность понимать ближнего, создает для нас не только моральные возможности существования в этом мире, а и социального сосуществования. Таким образом, мир, состоящий из людей, устрояется определенным образом ― построенном на любви и понимании друг друга. Другого рецепта никто никогда не предложил и не может предложить. Ни на чем другом нельзя построить нормальное социальное общество с его нравственными установками, они попросту «не будут работать» или «будут работать» лишь некоторое время.

Кульминация переживаний страстей Христовых – это действительно есть мистическое чувство, это момент обожения человека. Мне вспоминается замечательные слова: « я хочу во Христе совлеченным подняться на Голгофу, чтобы обнять Тебя распростертого, с объятиями, и упокоиться в Тебе». Это и есть та вершина, когда человек теснейшим образом соединяется со Христом, когда он понимает, что кроме Голгофы ничего нет.

После Голгофы непременно будет воскресение?

― Однозначно. Но в данный момент, когда человек подходит к Голгофе, он понимает, что вот – мой Спаситель – распятый на кресте, Который распростер объятия, как говорят святые отцы. Почему именно руки были распяты? Когда мы видим друга, брата, хотим обнять его, похлопать по плечу, мы как бы раскрываем объятия. Так же и Христос раскрыл Свои объятия, чтобы принять весь мир, говоря тем самым: придите ко мне! Я хочу вас всех обнять, я хочу вас всех принять, ― и об этом неоднократно упоминается в богослужебных текстах.

Почему совлеченным? Вот как на луковице есть шелуха, мусор на чем-то – мы его очищаем, вот и человек должен придти к Господу духовно нагим ― совлечься греха, своих страстей, определенных желаний. В данный момент через Голгофу он осознает, что есть только Христос, этот момент христоцентричный. После этого переживания достигается высшая степень ― обожение. Когда человек пережил страдания со Христом, он входит в радость Господа своего, переживая совоскресение.

Акафист Божественным Страстям Христовым служится только в Великом Посту?

― Нет, он может служиться в любое время, когда, например, желают верующие или просто в установленные дни, как это бывает в монастырях. Но преимущественно он совершается во дни Великого поста, который сам по себе и посвящен страстям Христовым. Поэтому особенно уместно совершать его в период Четыредесятницы.

Пассия выражает многие моменты и восприятия страдания, и человеческого покаяния. В акафисте Страстям Христовым присутствуют множественные антиномии ― падший человек, которого разрывают грехи, страсти, которыми он весь уязвлен, поднимается ко Христу, Который за него, за человека, понес свои язвы, для того, чтобы его исцелить. Эти моменты присутствуют и в акафисте, и в каноне Страстям Христовым. Но все-таки богословие страстей Христовых более широко. Мы знаем, что есть знаменитый канон на плач Богородицы у Креста Господня, многие другие службы, которые содержат богословские рассуждения об этом. Но именно этот акафист является определенным дидактическим материалом, который дает человеку правильное направление восприятия Страстей Христовых, размышления о них, рождает то покаянное чувство, с которым каждый из нас приближается к Господу.

* * * Остается лишь напомнить, что в нашем храме Пассия совершается по воскресеньям. Начало в 17-00. Сострадая Христу, будем надется на на светлое и славное Воскресение вместе с нашим Спасителем!

 

По материалам Православие в Украине

Related Post

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *