Совершая память всех вообще святых, есте­ственно приходим к мысли: как это святые удостоились такой славы, что и на земле их про­славляют, и на небе они блаженствуют? Каждый святой шел к своему назначению своим собственным путем, стремясь к совершенству и святости и заботясь об украшении своей души всеми добродетелями, по преимуществу осуществлял в своей жизни ка­кую-либо одну из добродетелей евангельских. И мы с вами все «созданы на дела бла­гая, — призваны во святыню»; и не только сами должны стремиться к святости жизни, но и дру­гих потом вести по пути спасения. Поэтому нам с вами необходимо знать тот путь, который верно приводит к святости.

Путей, ведущих к этой цели, много. Каждый шел своим путем, как сказали мы. Но мы начертаем для себя один общий путь ко спасе­нию, а идти по нему каждый из нас может по-своему. Путь этот следующий. Прежде всего, необходимо грешнику покаяться и обратиться к Господу: — познать свои грехи, опла­кать их с сокрушением сердечиым, испове­дать пред духовным отцом, дать обет и в сердце своем положить пред лицом Господа — не оскорблять Его более грехами. Затем, умом и сердцем пребывать в Боге, а телом трудиться в исполнении лежа­щих на каждом обязанностей. В этом труде, больше всего, нужно блюсти сердце свое от худых помыслов и чувств гордости, тщеславия, гнева, осуждения, ненависти, зависти, презрения, уныния, пристрастия к вещам и лицам, рассеянности, многозаботливости, всех чувственных удовольствий и всего, что отдаляет от Бога ум. Помощью в этом будет смиренное предание себя в волю Божию и ненадеяние на себя. А основой тому – вера, что, работая так Богу — мы рабы Его, и Он наш Владыка, что Он видит наши труды, благоугождается ими и ценит их; надежда, что помощь Бога, нас всегда покрывающего, всегда готова для нас и низойдет на нас во время благопотребное, — ­что Бог не покинет нас до конца жизни и, со­хранив верными заповедям Его среди всех искушений, введет чрез смерть в Свое вечное царство; любовь, которая, денно и нощно помышляя о возлюбленном Господе, всячески заботится тво­рить одно угодное Ему и избегает всего, что мо­жет оскорбить Его в слове, деле и помышлении. Необходимое орудие на этом пути – молитва церковная и домашняя; — посильный пост, по уставу церкви, бдение, уеди­нение, телесный труд, частое исповедание грехов и св. причащение, чтение слова Божия и писаний отеческих, беседа с людьми богобоязненными, частое совещание с своим духовным отцом о всех случаях внутренней и внешней своей жизни. Учредитель или распределитель всех этих по­двигов, в мере, времени и месте, есть благора­зумие с советом опытных. Больше же всего нужно внимать себе, хранить ум трезвенным и сердце несмущенным. А последней целью поставить — возгорение духа, чтобы духовный огонь возгорелся в сердце на­шем и, собрав все силы воедино, начал сози­дать нашего внутреннего человека и окончательно попалять терния наших грехов и страстей.Вот общий для всех путь ко спасению! Кто так устроится благодатию Божиею, тот, без со­мнения, и сам спасется, и других может вести ко спасению.

Все святые угодники Божии, небесные наши покровители, молитвенники и руководители! утвердите ум наш в этом истинном пути и руководите нас по нему, да удостоимся вместе с вами; во царствии небесном, вечно прославлять Отца и Сына и Святого Духа, — Троицу единосущную и нераздельную!

епископ Иустин (Полянский)

Related Post

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *