Lono_Avraamovo
Пресвятая Богородица и Авраам – отец всех верующих

В предпоследнюю неделю перед Рождеством Православная Церковь празднует Неделю святых праотец.

Праотцами называют всех ветхозаветных праведников, которые спасались верой в грядущего Мессию-Спасителя, сонм ветхозаветных святых, почитаемых Церковью как исполнителей воли Божией в священной истории до новозаветной эпохи. Среди них выделяют Святых Отцов – непосредственных предков Иисуса Христа, их память отдельно чтится в последнюю неделю перед Рождеством. Так, через Рождественский пост и прославление первых праведников мы готовимся к величайшему празднику – Рождеству Христову, когда совершилось чаемое ими пришествие Христа.

После грехопадения Адама поток тления и греха разлился по земле. «Средостение греха» уносилось человеком в загробную жизнь. Души умерших нисходили в темницу (греч. — ад, евр. — шеол), как бы в заключение, будучи связаны еще в земной жизни узами греха и невольным рабством врагу рода человеческого — диаволу. «Узами греха» были связаны даже и праведно пожившие на земле, ибо и они не имели достаточно сил и чувств, необходимых для райской жизни: духовные силы их не были подготовлены к райскому Богообщению.

Человеку оставалась юдоль плача и воздыхания по Избавителю и Освободителю от рабства греха и диавола. Обещание, что придет Избавитель — Христос, данное Богом еще Адаму, сохранилось в предании его потомков. Но не скоро пришел на землю Христос Спаситель. Потребовались многие и многие века, чтобы подготовить человечество к Его принятию. И это понятно. Человек был создан существом свободно-разумным и мог быть спасен Богом не иначе, как при своем добровольном желании. Господь подготавливал человечество ко спасению: до Авраама — через праотцев, а после Авраама — через избранный народ Израильский.

Бог, изрекая Свой суд Адаму и его потомству, предсказал и ту борьбу, которая будет происходить между семенем змия (диавола) и семенем жены. Если под первым понимаются все люди, которые через грех работают диаволу, то под вторым следует понимать лучших потомков Адама, праотцев и отцов древности, которые своей праведной жизнью противоборствовали «семени диавола» — греховной части человечества. Они жили непреложной, живой верой и ожиданием явления Божественного Посланника. Человечество могло принять Христа только верою. И первое, чего потребовал Христос от людей, была вера (Евр., гл. 11). Задолго до Рождества Христова человечество в лице праотцев и отцов, которых воспевает Церковь в своих песнопениях перед праздником Рождества Христова, явило благие плоды веры. «Верою (греч. „в вере“) Бог оправдал праотцев», — говорится в кондаке Недели праотцев. Поскольку многие из праотцев не принадлежали к избранному народу, Христос через них предобручил Себе язычников, чтобы впоследствии призвать языческие народы в Свою Церковь. Христос «возвеличил их (праотцев и отцов) во всех языцех», ибо от их рода происходила Пресвятая Дева Мария, которая без семени родила Христа.

От одного праведника к другому передавалось благочестие на земле до Христа. От таких благочестивых предков произошла Пресвятая Дева Мария, достигшая высочайшей святости и непорочности и послужившая великой тайне спасительного Боговоплощения. К святости и высокому жребию Дева Мария была предуготована еще до Своего рождения подвигом праведной жизни предыдущих поколений ветхозаветных праведников, праотцев и отцов, ибо через них таинственно предвозвещалось явление в мир Христа, спасающего людей.

В неделю святых праотцев во время богослужения читается евангельская притча о призванных на пир .

Главная мысль Евангельского чтения.

Христос многих из нас призвал к Себе, и многие из нас приняли это призывание и откликнулись на этот зов Божий в сердце своем. Но затем заботы этого мира охладили дух сердца нашего. Одни приобрели земли (земельные участки, недвижимость), другие волов (транспортные средства, технику), у третьих семейные заботы заняли все жизненные силы. И незаметно все эти заботы полностью заняли сердце человека. И когда этот человек вновь услышал призыв Божий, уже ничто не откликнулось в его сердце. «Много званых, но мало избранных» засвидетельствовал Господь.

Что такое большой ужин, пир у Господа?

На пиру человеческом происходит более близкое и тесное общение участников пира во взаимном расположении друг ко другу, в радушии хозяина пира. Если же пир у Господа, то это теснейшее общение с Господом и общение друг с другом во Христе. Это пребывание в неизреченной благодати Божией. И это, пожалуй, главное, там, где благодать, там и пир у Христа. Именно так, большой ужин, пир у Господа – это пир благодати. Это может быть совместное дело Божие, это может быть совместная молитва, чтение Священного Писания, помощь нуждающимся, это может быть главный пир христиан – Литургия.

Кто такие нищие, увечные, хромые, слепые?

Это «незнатное мира», которым открыт Господь (1Кор.1,26-29). Бог, о Котором сказано, что Он Отец сирых, и Судия вдовиц (Пс.67,6), таинственно открыт людям, которые имеют какую-то нужду или беду в этом мире. Малые сии, ангелы, которые видят лицо Отца Небесного (Мф.18,10). Иносказательно, это люди, которые сохранили видение своего несовершенства вне Господа, своего греха, своей немощи, своей слепоты, своей хромоты, своего неисцелимого увечия, а значит, своей непрестанной нужды во Христе Господе, Спасителе таковых. В отличие от них, отказавшиеся от пира люди – разбогатевшие и ставшие самодостаточными, подпавшие под искушение врага рода человеческого: «вы (сами) будете как Боги» (Быт.3,5). Таковым не нужен Господь, они сами себе «боги», сами знают, что добро, что зло, им и так хорошо в этом мире, их все устраивает, если чего не хватает, то не благодати, но богатств мира сего и исполнения своей воли.

Почему это евангелие читается всегда в Неделю святых праотец?

Церковь подразумевает, что святые праотцы, это те, кто пришли на пир ко Господу. Священное Предание сохранило память о смирении и покаянии Адама, в неделю об Адамовом изгнании мы поем стихиру о том, как рыдал Адам пред закрытыми вратами рая. Мы помним, как Авель был убит за благодатное участие в этом Божественном пире – жертвоприношении Господу. При Еносе, читаем в Священном Писании, начали призывать имя Божие (Быт.4,26). Само имя Енос означает «изведавший болезни», то есть этот человек познал свою немощь пред Господом. Знаменитый «Эпос о Гильгамеше» сообщает, что Ной рыдал и плакал, и по щекам его струились слезы, от созерцания суда Божия над землею во дни Великого потопа. Авраам, обращаясь к Богу, говорил: я прах и пепел (Быт.18,27). О Моисее сказано, что он был кротчайшим из всех людей на земле (Числ.12,3). О Давиде Церковь поет: помяни Господи Давида и всю кротость его. Пожалуй, о всех праотцах можно сказать, что это были знаменитейшие люди на земле, «те, которых весь мир не был достоин» (Евр.11,38), по слову ап. Павла, но великая их вера даровала им непрестанное созерцание своего несовершенства, нищеты, убогости, слепоты, хромоты пред лицем Божием, а значит алчбу и жажду Христа Спасителя. Потому Христос говорил: многие возлягут с Авраамом, Исааком, Иаковом в Царствии Небесном (Мф.8,11), т.е. все эти святые праотцы войдут на пир Царствия Божия.

Тропарь праотцам

Верою праотцы оправдал еси, / от язык теми предобручивый Церковь:/ хвалятся в славе святии, / яко от семене их есть Плод благославен, / без семене Рождшая Тя. / Тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас. Верою праотцев Ты оправдал, / в их лице предобручив с Собою Церковь из всех народов. / Хвалятся во славе святые, / ибо от семени их плод славный, / – без семени Родившая Тебя. / Их мольбами, Христе Боже, спаси души наши.

Кондак

Рукописаннаго образа не почетше, / но Неописанным Существом защитившеся, треблаженнии, / в подвизе огня прославистеся, / среде же пламене нестерпимаго стояще, Бога призвасте: / ускори, о Щедрый, и потщися, яко Милостив, в помощь нашу, / яко можеши хотяй. Рукотворному образу не поклонившись, / но Естеством Неописуемым защитившись, треблаженные, / подвигом в огне вы прославились / и, среди пламени нестерпимого стоя, Бога призывали: / “Поспеши, о Сострадательный, / и обратись к нам на помощь, как Милостивый, / ибо что захочешь, Ты можешь совершить!”

Седален 

Авраама, Исаака же и Иакова восхвалим вси песненно, / Давида кроткаго, Иисуса и дванадесять патриархи / купно с треми юношами, угасившими огненный пламень силою духовною, / радуйтеся, — вопиюще к ним, — прелесть доблественне обличивше царя безумнаго, / и Христу молитеся / согрешений оставление даровати празднующим любовью святую память вашу.

Related Post

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *