Сегодня Собор Архистратига Михаила и прочих сил бесплотных. В греческом языке «ангел» значит «вестник». Этим словом обозначали послов. В греческом тексте Нового Завета «ангелы Иоанна» – посланные ко Христу ученики Предтечи. Кто же такие собственно ангелы – бесплотные небесные силы?

Какие бывают ангелы

Существует определенная иерархия ангельских чинов. Книгу «О Небесной иерархии» составил ученик апостола Павла Дионисий Ареопагит. Во 2-м послании к Коринфянам описано, как Павел был восхищен до третьего неба и слышал «неизреченные глаголы, которые человеку нельзя пересказать». Принято считать, что о том, какие существуют степени ангелов, он рассказал Дионисию.

Архангел Михаил называется «архистратигом», то есть вождем потому, что под его начальством остались верны Господу и воспевают Его славу все Ангелы, не отпадшие от Бога вместе с сатаною.

Кроме святого Архистратига Михаила существует шесть наивысших небесных духов ангельского естества, шесть архистратигов равных по чести и славе Архистратигу Михаилу, ближе всех чинов небесных предстоящих Богу в неприступной Его славе. Об этих семи наивысших Ангелах имеется известие в Откровении св. Иоанна Богослова, где сказано следующее: благодать вам и мир от Того, Который есть, и был, и грядет, и от семи духов, находящихся перед Престолом Его (Откр. 1, 4). И еще: видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом (Откр. 8, 2). В книге Товииной один из них говорит: Я — Ангел Рафаил, один из семи предстоящих пред Господом (см. Тов. 12. 15) Эти семь Ангелов по именам и по порядку в чине своем исчисляются так:

Михаил — служитель Божественной славы, страж и защитник чести Божией (его имя переводится как «подобный Богу»). В «Толковании на Четвероевангелие» Григорий Двоеслов рассказывает, что, когда сатана отступил от Бога и ниспал в бездну, Михаил собрал все чины ангельские и призвал их: «Станем добре перед Творцом и не будем думать о том, что противно Богу!»

Гавриил — служитель Божественной крепости, изъявитель сокровенных таинств Божиих. Он оповестил Деву Марию о том, что у Неё родится Сын. Он же хранил Пресвятую Деву, когда Она жила в Иерусалимском Храме и принес Ей весть о Ее кончине, отдав в виде знака райскую ветвь.

Рафаил — служитель Божественных врачеваний, чудесно изливаемых свыше на немощное естество. Ему посвящена «Книга Тофии», в которой описывается, как он сопутствовал праведному молодому человеку по имени Товия.

Уриил — служитель Божественной любви, свет и огонь, освещающий познанием Бога, и воспламеняющий человеческие сердца Божественной любовью.

Салафиил — служитель Божественных молений, всегда молящийся Богу о роде человеческом, поучающий людей усердной, богомысленной и умиленной молитве и возбуждающий к этому. Когда Авраам изгнал Агарь, Селафиил явился ей в пустыне Вирсавии, спас ее и ее сына от жажды и возвестил, что от нее произойдет великий народ.

Иегудиил — служитель Божественных хвалений и исповеданий, помощник в трудах и подвигах, укрепляющий тех, которые в чем-либо трудятся ради славы имени Господня, ходатайствующий и уготовляющий им за это награду у Бога.

Варахиил — служитель Божественных благословений и дарований, посылаемых людям благоутробием Божиим. По верованию Церкви, он один из трех ангелов, которые явились Аврааму у Мамврийского дуба.

Эти семь ближайших к величию Божию архистратигов управляют по повелению Божию всеми небесными чинами и иерархиями. В зависимости от близости к Пресвятой Троице есть три иерархии чинов ангельских, каждая из которых содержит в себе три чина.

Высшая иерархия

1. Серафимы. В переводе с древнееврейского «Серафим» значит «пламенеющий», потому что Серафимы пламенеют любовью к Богу и сами огнеобразны, подобно Господу, Который есть «огонь поядающий» (Евр. 12:29). У каждого Серафима шесть крыльев: двумя он закрывает свое лицо, двумя – ноги и с помощью двух летает. На храмовых росписях можно видеть изображения Серафима: человеческое лицо, которое обрамляют шесть крыл, а то и просто шесть крыльев, расположенных, как лепестки цветка.

Надо полагать, в знаменитом стихотворении Пушкина «Пророк» допущена неточность. Шестикрылые Серафимы предстоят перед Господним престолом, и в их «функции» не входит приносить людям вести и «являться на перепутье».

2. Херувимы. Через Херувимов другим посылается премудрость для Богопознания. «Херувим» значит «многое разумение» или «излияние премудрости». И если уж употреблять это название, то уж никак не при оценке миловидной внешности человека.

3. Престолы. По словам св. Максима Исповедника, на них непостижимым образом почивает Бог, поэтому через них совершается правосудие Божие. Они же оказывают помощь во всяком земном суде.

Средняя иерархия

1. Господства, которые помогают земным властям управлять подданными и учат владеть своими страстями.

2. Силы, которые творят чудеса и укрепляют лоюдей во время скорбей и напастей.

3. Власти, имеющие власть над диаволом и помогающие людям в борьбе с бесами.

Низшая иерархия

1. Начала, которые направляют низших ангелов, управляют вселенной и охраняют все народы.

2. Архангелы, благовествующие и открывающие пророчества.

3. Ангелы, возвещающие людям меньшие тайны и ограждающие их от всякого зла (Ангелы Хранители). Греческое слово «ангел» значит «вестник». Кстати, ангелами в Древней Греции называли дипломатов-посланников.

Считается, что своего Ангела Хранителя имеет не только каждый человек, но и каждая семья, общество и государство. В греческом переводе Второзакония есть такие слова Моисея: «Когда Всевышний давал уделы народам и рассеял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу Ангелов Божиих» (32:8). В других переводах – по числу сынов Израилевых.

Святые Ангелы по повелению Божию наставляют нас на благочестивые мысли и добрые дела, а также являются хранителями и каждого отдельного христианина, и христианских народов (свт. Василий Великий).

по материалам taday.ru

Related Post

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *