«Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков» (Тит.2:11). Из сокровенности таинственных Вифлеема и Назарета, из тридцатилетней безвестности Своей на земле выходит теперь воплощенное Слово Божие, «полное благодати и истины» (Ин.1:14), и является сегодня на реке Иордане, чтобы принять крещение от Своего раба и Предтечи Иоанна и начать этим Свое преславное и для всех нас спасительное служение как Спаситель всего человечества. Является Он сегодня среди народа израильского и через него – всей вселенной, и свет Его знаменуется на нас… В сознании Церкви сегодняшний день в чём-то даже превосходит прошедший величайший праздник Рождества. Это нам говорят церковные песнопения при наступлении праздника Богоявления. И надо очень пожалеть, что современный нам внешний мир по своему духовному ослеплению перестал чувствовать этот особый блеск сегодняшнего дня, когда-то бывшего общим великим праздником во всех христианских народах. И не стоит нам, чадам Церкви, в этом отношении подражать внешнему миру. Ибо великая радость дается всем тем, которые стараются сегодня проникнуть своим духовным взором вместе с нашей общей Матерью Церковью в сокровенный смысл празднуемого нами события.
Крещение Господне на Иордане – это откровение Божественной славы Господа перед глазами Его Крестителя и Предтечи и вместе с тем – откровение последней тайны новозаветного богопознания – тайны триипостасности-троичности единого Бога: Отец – Сын – Святой Дух. Христос является как Один от Святой Троицы. И в нем открывается теперь человеческому миру в первый раз со всей ясностью – тайна триипостасного единства Бога. Открывается, что этот Иисус из Назарета, Который там крестится, является Мессией, Христом, Помазанником Божиим, на Котором, как это было предсказано пророками, почивает Дух Господень, Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия» Ин.11:2) и через Которого Бог в день Пятидесятницы хочет изливать этот Дух Свой «на всякую плоть» (Деян.2:17). Христос крещаемый является Тем, Который Сам должен крестить человечество Духом Святым и огнем (Ин.1:33; Мф.3:11). И голос Самого Небесного Отца свидетельствует, что здесь крестится совсем не простой человек, а именно возлюбленный Отчий Сын.
Но Крещение Господне – это не только откровение славы Христовой и всей Святой Троицы, но новое чудо божественного снисхождения и самоуничижения Христова для нашего спасения. После принятия образа раба во чреве Марии, после рождения в вертепе, после обрезания и бегства в Египет, возлюбленный Сын Бога Отца сегодня обнажается на Иордане и крестится от Своего раба, «чтобы исполнить всякую правду». Безгрешный крестится вместе с грешниками и за грешников. Крещение Иоанново было именно «крещением покаяния». Но Христос как безгрешный уже не мог, конечно, принести никакого покаяния за Себя. А принимает Он сегодня баню очищения, как Чистый, вместе с нами нечистыми за нас нечистых, чтобы очистить нас Своей чистотой. «Се, Агнец Божий, вземляй грехи мира» Ин.1:29). И сразу после Крещения Дух поведет Христа в пустыню, чтобы Он, как говорит Евангелие, пребывая там «со зверями» (Мк.1:13), вступил в последний мрак тварного существования, в последний мрак человеческих искушений и смотрел в глаза самому искусителю – сатане. Бог вочеловечившийся принимает на себя наши искушения, чтобы их победить. Так как «Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр.2:18), может нам дать участие в Своей победе над искушениями.
Мы знаем, куда дальше ведет этот путь Христова самоуничижения. Последняя его цель – Крест, Гроб, славное Воскресение и Вознесение. И духом мы видим, как отражается Крест на Голгофе уже в водах Иорданских. Для духовного взора нашего воды эти уже красны от другого крещения, которое предстоит Крещаемому сегодня в Иордане, – Крещения в собственной Крови на Голгофе.
«Огонь пришел Я низвесть на землю, и как желал бы, чтобы Он уже возгорелся. Крещением должен Я креститься; и как томлюсь, пока сие совершится» (Лк.12:49-50). Так говорит уже крещенный в Иордане Христос.
Спаси ны, Сыне Боже, во Иордане крестивыйся, поющия Ти: аллилуйя.
Явившийся для нашего спасения, Христе Боже, – Слава тебе со Отцем и Духом!
архиепископ Георгий (Вагнер)