Истинный пост делает нас способными к молитве и размышлению о Боге и божественном. «Пост возводит молитву на небо», – говорит преподобный Ефрем Сирин. «Кто постится, тот становится лёгким и окрыляется, и с бодрым духом молится», – говорит святитель Златоуст. «Потому-то и апостолы, – говорит он далее, – всегда почти постились. Кто молится с постом, тот иеет два крыла, легче самого ветра. Таковой не дремлет, не говорит много, не зевает не расслабевает на молитве, как то со многими бывает». В самом деле, будет ли тот усердно молиться Богу и размышлять о Боге, у кого бог есть чрево (Флп.3, 19)? – Никак! Потому что где сокровище ваше, там будет и сердце ваше, сказал Господь (Мф.6, 21). Служащий чреву если и будет молиться, никогда не будет молиться в духе и истине (Ин.4, 23-24), а будет молиться какой-нибудь недостойной молитвой: например, только о том, что более или менее приятно или полезно чреву его.
Пост всегда употребляется как лучшее средство для должного приготовления к великим и спасительным делам. Так пророк Моисей, готовясь принять от Господа Бога скрижали Завета на горе Синайской, пробыл там… сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил (Исх.34, 28). Пророк Илия, дабы принять от Господа Бога важные повеления, должен был идти до горы Хорива сорок дней и сорок ночей безо всякой пищи (3 Цар. 19, 8). Сам Иисус Христос после Своего крещения, готовясь вступить в дело служения роду человеческому, постился сорок дней и сорок ночей (Мф. 4, 1-2). Он дал и нам ясную заповедь: Кто Мне служит, Мне да последует (Ин. 12, 26). Посему «все святые, – говорит святитель Василий Велиий, – соблюдали пост как отеческое какое-то наследие, передаваемое от отца к сыну и преемственно получаемое, так что стяжание сие, по порядку преемства, сохранилось и до нас».
Пост облегчает для нас труд обуздания нашей плоти и её страстей, особенно самых буйных и наглых, каковы все виды плотского невоздержания. «Кто постится, – говорит святитель Златоуст, – тот угашает злые похоти. Пост поставляет постящегося выше всех: мира сего, прихотей и сластей». Это истинно так, потому что пост отнимает у плоти, так сказать, её душу и питьё и таким образом как бы распинает (Гал. 5, 24) и умерщвляет ( 1 Кор. 9, 27), не давая ей ни преобладать над духом, ни делать её любимые дела, каковы суть, по указанию святого Апостола, прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное (Гал. 5, 19-21). «Если какой царь захочет взять неприятельский город, то прежде всего удерживает воду и съестные припасы, и неприятель, погибая от голода и жажды, покоряется ему. Так бывает и с плотскими страстями. Если человек будет жить в посте и голоде, то враги, ослабев, оставят его душу», – говорит один весьма опытный муж. Вот почему Сам Господь, побуждая древнего грешного Израиля обратиться к Нему сердечно, требовал, чтобы он совершал своё обращение к Нему в посте. И ныне ещё говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании (Иоил. 2, 12). И вот почему милосердный Господь Бог отменил свою смертную угрозу развратному городу Ниневии, объявленную посредством пророка Ионы: И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедовал, говоря: еще сорок дней — и Ниневия будет разрушена! И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого. Это слово дошло до царя Ниневии, и он встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле, и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: «чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили, и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих. Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем». И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел (Иона 3, 4-10).
Важна и спасительна сила поста! Впрочем, такова сила не какого-нибудь, но истинного. А истинный пост состоит не в том, чтобы только несколько времени оставаться без пищи или при малой пище. Есть люди, которые при посте обращают внимание только на то, чтобы не много есть и пить, – ни на что более. Это не значит истинно поститься. Пост есть не цель, а средство: должно воздерживаться от пищи и питья для того, чтобы легче умертвить вожделения плоти, чтобы удобнее приблизиться к Богу, чтобы точнее исполнять волю Божью и чтобы приготовиться к принятию высшего света и больших сил к святой жизни.
Посему односторонне и неправильно постятся те, которые, при своём телесном воздержании от пищи и питья, не обращают внимания на исправление своей жизни, а особенно не обуздывают и не истребляют своей гсподствующей страсти. Так односторонни были посты и иудеев во время пророка Исаии, и Бог сильно говорил им: Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я!» (Ис. 58, 4-9).
Истинный пост не есть пост лицемерный, из какой-либо земной выгоды. Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6, 16-18).
Истинный пост не есть дело неволи и принудения и не должен производить в нас какое-либо неудовольствие, как это случается весьма со многими, которые вступают в пост с какой-то скорбью и для которых иногда даже одно имя поста неприятно и ненавистно. Что делается только по неволе и из принуждения, то никогда не бывает благоугодно Богу: доброхотно дающего любит Бог (2 Кор. 9, 7). «Не скучайте о наступлении поста, – говорит тсвятитель Златоуст, – но радуйтесь и веселитесь, помня слова блаженного Павла: если внешний человек наш и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется (2 Кор. 4, 16)». «Будем себя вести, не сетуя в наступающие дня поста, но встречая их светло, как прилично святым. Унывая, никто не венчается; смущаясь духом, никто не приобретает победы», – говорит святитель Василий Великий.
Истинный пост не жесток к постящемуся. «Не так надо поступать с плотью, – говорит Василий Великий, – чтобы естественную её силу расслабить и привести в совершенное бездействие воздержанием и чтобы от чрезмерного расслабления дошла она до невозможности следовать за умом». Или как он же говорит в другом месте: «Воздержание для каждого должно быть определяемо по его телесной силе, чтобы не останавливаться на том, что ниже силы, какая есть в человеке, и не простираться до того, что выше силы. И на то, думаю, надобно обращать внимание, чтобы чрезмерностью воздержания ослабив телесную силу, не сделать тела ленивым и бездеятельным для важнейших занятий. Гораздо лучше и полезнее иметь крепкое, а не расслабленное тело, и употреблять его на на добрые дела, а не держать произвольно в бездействии». Впрочем, это примечание для нашего времени, кажется, мало нужно. В наше время едва ли можно опасаться, чтобы кто-нибудь измучил себя постом.
Скажем далее и решительно: истинно постятся те, которые, постясь, имеют в виду собственно не пост, а ослабление и истребление в себе плотских вожделений и очищение своего сердца для принятия Святого Духа, дабы, приняв Его, совершено обновить свою жизнь и устроить себя по духу Христову и таким образом войти по всеобщем воскресении в полную радость Господа (Мф. 25, 21, 23). «Истинный пост есть устранение от злых дел», – говорит святитель Василий Великий. Истинный пост есть «воздержание не о пищи только, но и от грехов», говорит святитель Златоуст, и он же говорит: «Честь поста составляет не воздержание от пищи только, но и от грехов, так что кто ограничивает пост только воздержанием от пищи, тот более всего бесчестит его».
Итак, будем все поститься, то есть воздерживаться от пищи и питья, которые могут питать страсти нашей плоти, но наипаче будем воздерживаться от греховных дел. В наше время некоторые стыдятся телесного поста, видя, что мало постятся а то и вовсе не постятся другие. Никому из нас не должно быть стыдно последовать примеру Иисуса Христа, нашего Господа, Которому всем нам должно последовать во всём. Никому также не должно быть стыдно последовать всеобщему обычаю всех святых. И можно ли стыдиться того, что, как говорит святой Ефрем Сирин, «отражает искушения, помазывает на подвиг благочестия» и без чего никто не может победить лукавого. Аминь.
митрополит Григорий (Постников)