мозаика монастыря Осиос-Лукас, Греция, XI век
мозаика монастыря Осиос-Лукас, Греция, XI век

28 ноября у православных христиан начинается Рождественский пост, который заканчивается 7 января празднованием Рождества Господня.

Зачем установлен Рождественский пост?

Бог любит нас и поэтому ждет нашего возрождения, чтобы мы в меру желания и сил постепенно отказывались от своих греховных привычек и получали внутреннее видение того, чем мы живем и чем болеем.
Грех – самое страшное, что есть в жизни каждого человека. Все беды, как глобальные, так и частные, кроются в грехе и в нашей неспособности бороться с ним.
Для того чтобы наш пост стал спасительным, он должен быть по-настоящему благоприятен Богу. Нам следует потрудиться, чтобы по-другому взглянуть на нашу жизнь.
Рождественский пост установлен для того, чтобы христиане, очистив себя чистосердечным покаянием, искренней молитвой, воздержанием от еды, с чистым сердцем могли благоговейно встретить родившегося в мир Сына Божия, а наше изменение в лучшую сторону и желание следовать Его учению стали тем даром и жертвой, которую мы можем преподнести ко дню Рождества Господу нашему Иисусу Христу.

Что важно сделать во время поста?

Господь не требует от нас сверхъестественных подвигов. Христос говорит о том, что наше сердце должно быть способным воспринять боль другого человека. Это не значит, что в жизни не имеют никакого значения вера, традиции, каноны, догматика, посты.

Пост нужен для того, чтобы мы воспитали в себе подлинную радость о Христе Родившемся и Воскресшем.

И каждый из нас, в меру своего духовного опыта, знает, как Господь посылает нам эту тихую радость, когда, с одной стороны, через посильные труды открываются духовные глаза, и ты видишь и ощущаешь нечистоту в своей душе, но в то же время надеешься, что Бог очистит от нее и спасет тебя.

Время перемен

Пост – это всегда время перемен. Каждый намечает для себя какие-то цели на данный период. Цели разные, большие и малые. Все зависит от духовной зрелости человека: одни планируют больше бывать в храме на богослужениях, другие собираются с духом, чтобы читать утром и вечером молитвенное правило вместо коротких молитв, третьи пытаются со всей строгостью соблюдать пост, а кто-то откажется от сладостей на это время…

Ставя перед собой цели, мы должны четко осознавать, зачем собираемся что-то делать. Если в наших планах нет Христа, они не изменят нашу жизнь, нашу душу. С таким же успехом можно использовать пост для похудения и диеты, что некоторые и делают.

Пост предназначен для другого.

Он дает нам возможность наверстать упущенные добрые дела, чтобы сердце стало мягче, добрее, светлее: навестить престарелых и болящих родителей, которых не видели длительное время, снисходительно отнестись к недостаткам ближнего (ведь у вас их гораздо больше), помочь давно ожидающему вашей помощи приятелю, поздороваться с соседями, обнять нуждающегося в вашей поддержке, сказать хоть несколько приветливых слов знакомым в течение дня…

Разукрашивая сознательно свои  постные дни светлыми красками, в любви и радости проживая их, мы подойдем ко Дню рождения нашего Господа не с пустыми руками, а с маленькими и большими подарками, подарками нашего сердца, нашей измененной души.

А Богомладенец, радуясь нашим стремлениям и усердию, уготовит каждому  радостную встречу и милостиво преподнесет дар прочувствовать силу Своей Божественной любви.

Возникновение и развитие Рождественского поста

По мнению И.Д. Мансветова, выдающегося профессора гомилетики, литургики и церковной археологии, «зерном или точкою отправления, из которого выродился пост предрождественский, был канун Богоявления». Это предположение выглядит очень правдоподобным. Во-первых, Рождество Христово и Богоявление изначально составляли единый праздник; во-вторых, пост в Богоявленский сочельник существует до сих пор. Без сомнения, образцом для этого поста послужил раннехристианский пасхальный пост, заключавшийся в воздержании от какой-либо пищи в течение суток или более. С разделением Рождества и Богоявления на два самостоятельных праздника Рождество приобрело свой собственный сочельник, а вскоре – и несколько дней подготовительного поста.

Так, уже святитель Иоанн Златоуст свидетельствует о приготовлениях к Рождеству Христову, начинавшихся за пять дней до праздника:

Скоро настанет праздник, который более всех праздников достоин почитания и благоговения и который безошибочно можно назвать материю всех праздников. Какой же это праздник? Рождество Христово по плоти… Я уверен, что многие в тот день непременно придут и приступят к этой духовной Жертве. Итак, чтобы нам сделать это не к вреду и не в осуждение, но во спасение души нашей, я уже теперь предупреждаю и прошу вас всячески очистить самих себя и потом приступать к священным Таинствам. Никто пусть не говорит мне: я стыжусь, совесть моя полна грехов, я ношу тягчайшее бремя. Срок этих пяти дней достаточен для того, чтобы очистить множество грехов, если будешь трезвиться, молиться и бодрствовать.

В этих словах обычно усматривают указание на существование пятидневного поста перед Рождеством Христовым уже в начале V века. Скорее всего, такая интерпретация вполне верна; впрочем, святитель все-таки прямо не говорит о воздержании от пищи. Он лишь сетует на то, что его слушатели «за несколько дней до наступления праздника вынимают из сундуков самое лучшее платье и приводят его в порядок, покупают обувь, делают обильнейшие запасы для стола, придумывают множество всяких приготовлений и всячески наряжают и украшают самих себя», призывая вместо всего этого очистить свою душу и примириться с обидчиками.

С V века на латинском Западе постепенно развиваются обычаи, связанные с соблюдением Адвента (букв. Пришествие) – периода подготовки к празднованию Рождества, с особыми богослужениями, соблюдением поста (первоначально – в выборочные дни, позднее весь Адвент либо только в его первую неделю), – введенным в ΧΙ веке запретом на заключение браков в этот период.

На Востоке же полностью однозначные свидетельства о Рождественском посте относятся только к IX–X векам. Феодор Вальсамон (ок. 1140 – после 1199), в конце жизни номинально являвшийся патриархом Антиохийским , прямо признает, что никаких древних канонов, упоминающих Рождественский пост, не существует. В своем послании жителям Антиохии он пишет, что “в царствующем граде [Константинополе] монашествующие и многие из проживающих в этом [городе мирян]… перед Рождеством Христа и Бога соблюдают сорокадневный пост», и советует взять эту практику за образец; однако строго обязателен, по его мнению, только пост последних пяти дней перед праздником”.

Сама по себе традиция поститься сорок, а не пять дней перед Рождеством Христовым – явно старше XII и даже X века. Уже в студийском уставе 2-й половины IX века она представлена как сама собой разумеющаяся. И здесь, и в ряде других подобных памятников пост перед Рождеством Христовым нередко даже обозначается просто как «Филиппов» – иными словами, он должен начинаться сразу после 14 ноября (по старому стилю)  и, тем самым, продолжаться 40 дней. При этом в Типиконах хорошо прослеживается тенденция к увеличению строгости самого поста. Со 2-й половины ΧΙ века в Византии набрало силу движение за обновление и возрождение монашеской жизни, одним из главных представителей которого был Евергетидский монастырь в Константинополе. В Евергетидском и зависящих от него Типиконах Рождественский пост становится еще немного строже: исчезают оговорки о возможности вкушать молочное в праздничные дни, вкушение рыбы ограничивается узким кругом праздников, из которых исключается вечер сочельника (а при совпадении сочельника с субботой или воскресеньем вместо сочива предлагается вкушать только хлеб). Примерно те же указания мы видим и в Иерусалимском уставе, начиная с его древнейших редакций и заканчивая принятой ныне в Русской Церкви.

Интересный материал для истории Рождественского поста могло бы дать изучение древнейших источников о нем у нехалкидонитов (Древние Церкви, которые ушли в раскол от мирового Православия после IV Вселенского Собора). У армян пост перед Богоявлением (которое не отделено от Рождества) продолжается пять дней (c 1 по 5 января н. ст.) – то есть именно столько, сколько указывает Феодор Вальсамон; при этом он предваряется еще двумя постами: с 19 по 23 ноября и с 10 по 14 декабря, первый из которых (если не оба), вероятно, возник в эпоху крестовых походов под прямым влиянием латинского Адвента. У коптов Рождественский пост продолжается 43 дня (с 25 ноября по 6 января н. ст.), причем первые три дня осмысляются как позднейшее прибавление, так что без них продолжительность поста совпадает с православным; имеются данные об установлении сорокадневного поста перед Рождеством коптским патриархом Христозолосом в XI веке – возможно, под византийским влиянием. Некогда сорокадневный Рождественский пост практиковался и у сиро-яковитов, впрочем, он был быстро сокращен до 24 или 25 дней, а с 1946 года, по решению сиро-яковитского патриарха Ефрема I Бар Саума, его продолжительность установлена в 10 дней.

Все упомянутые уставы и традиции формировались исключительно в монастырях, монахами и для монахов. Если же говорить про соблюдение поста в миру, можно, во-первых, отметить, что даже по строгой букве устава в наступающий Рождественский пост 2017 года мирянам нельзя вкушать рыбу лишь в следующие дни (по новому стилю): 29 ноября, 6, 8, 13, 15, 20, 21, 22, 27, 29 декабря и с 1 по 6 января. При этом и среди перечисленных дат – немало праздничных, в которые могут быть сделаны те или иные послабления, так что наиболее строгий пост сохраняется лишь для четырех дней декабря: 15, 27, 29 (пища один раз в день, без масла) и 21 (пища с маслом), а также нескольких дней января (насчет их числа могут быть разногласия).

Но главное – не в малом количестве по-настоящему постных дней в наступающем периоде церковного года, а в том, что само понятие «пост» претерпело серьезную трансформацию. Когда-то в древней Церкви этим словом обозначали полное воздержание от пищи до вечера и вкушение как можно меньшего ее количества (ради чего и появилось, например, правило о том, что еда в дни строгого поста подается холодной, то есть менее привлекательной); впоследствии – в классическую византийскую эпоху – под «постами» стали понимать комбинацию из дней с таким именно воздержанием и дней со вкушением пищи в обычном режиме, но без скоромного. К настоящему времени в понятие «пост» обычно вкладывается только изменение состава блюд, но не их количества. Такая диета – особенно с учетом весьма лояльных, как было показано, предписаний Типикона о Рождественском посте – без особых сложностей может быть соблюдена кем угодно (разумеется, за исключением тех, кто имеет объективные медицинские противопоказания), но пост предполагает нечто большее.

по материалам pravlife.org
ПОДРОБНЕЕ ПРО УСТАВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ НА ЭТОТ ПОСТ

 

Related Post

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *