Опять подходят дни, когда мы вспоминаем удивительный евангельский рассказ: за шесть дней до Пасхи возвращается Иисус Христос в Иерусалим, откуда изгнали Его злоба, страх и зависть врагов. Возвращается и знает, что идёт на смерть: “Се восходим в Иерусалим, – говорит Он на пути ученикам Своим, – и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и убьют Его” (Мф. 20, 18). Он знает, что час Его пришёл; знает, что люди, облечённые властью, уже бесповоротно решили уничтожить Его, одним Своим присутствием подрывающего их авторитет, власть и благополучие.
Но при входе в Святой Город происходит нечто необыкновенное. Христос неизменно уклонялся от прославления Его людьми и никогда не хотел принимать на Себя никакой власти над ними. Но вот за шесть дней до Своего страдания и смерти Он Сам выступает инициатором собственного прославления.
И вот веками мы уже спрашиваем себя? почему Христос захотел этого? И сейчас, за неделю до Пасхи, перед вступлением в печаль и мрак Страстной седмицы, мы празднуем Вербное воскресенье. Мы берём в руки всё те же зелёные ветки, высоко поднимая их, и несётся снова и снова всё то же восторженное приветствие: Осанна! благословен Грядущий во имя Господне!
Вопрос о смысле этого праздника – краеугольный камень для всего понимания христианства. Если Христос захотел земного торжества, то для того, чтобы люди навсегда запомнили: хотя Царство Его не от мира сего, но оно для мира сего – для нашей земли, для нашей жизни на ней, и Царство это имеет первостепенное значение, потому что всё лишь в его свете получает смысл. На несколько часов, лишь в одной точке земного шара Христос становится царём. В нищем Учителе, не имеющем где главу приклонить, не имевшем никакой земной власти и силы, люди признали истинную власть и истинную силу, в Нём, нищем и бездомном и вскоре осуждённом, увидели своего Царя и Господа. Вот чудо , вот вечный смысл Входа Господня в Иерусалим. Ибо если простые люди, такие же , как мы, внезапно и хотя бы на короткое время увидели и поняли это, захотели такой власти и такого Царя, это означает, что на последней глубине тут и только тут смысл и власти и самой жизни. Ибо власть Христа проявляется не в силе, всё себе подчиняющей, не во внешнем величии, вызывающем страх и трепет, а в любви и свободе.
Се Царь твой грядет кроткий (Мф. 21, 5) – нам даже в голову не приходит, что слово “кроткий” может быть применено к носителю власти. Кроткими и смиренными бывают рабы, подчинённые, а носитель власти только и делает, что кричит о своём могуществе, всем угрожает. Гордость за внешнее могущество нашей страны вошла в нашу плоть и кровь и всячески поощряется как нечто законное и необходимое. Но вот приближается, вечно приближается, сегодня, сейчас и уже не только к Иерусалиму, как две тысячи лет назад, но к моей стране, к моему городу, ко мне этот странный Царь, кроткий и смиренный, у которого нет никакой внешней силы, никакого “аппарата власти” – нет ничего, кроме бесконечной любви. Он не призывает к борьбе и восстанию, не выдвигает никаких программ, не говорит ни о каких реформах. Но вот уже две тысячи лет люди в тайниках души своей встречают Его, преклоняют перед Ним колена и радостно восклицают: Осанна! благословен Грядущий во имя Господне! И он воцаряется, и Царство это никто не в силах у Него отнять.
Без Вербного воскресенья было бы невозможно несколько дней спустя понять, что, стоя перед Крестом и созерцая страдания распятой на нём Любви, мы стоим перед Царём и созерцаем победу, а не поражение. Из Иерусалима Царя поведут на смерть, и это будет победное шествие. Его будут бить, оплёвывать и, издеваясь, приговаривать: “Радуйся, Царь!” Но пройдут века, погибнет и обратится в пыль всякая земная мощь и всякая земная власть, сгниют в могилах все золотом осыпанные тамерланы, наполеоны, сталины, а над миром всё так же будет возвышаться Крест и всё так же будут предстоять ему люди, воспевая Распятому на нём: “Ты еси Един Царь, Ты еси Един Господь!” Кто же победил? Тот, Кто всегда побеждает!
Вербное воскресенье – знак и радость победы Христовой в мире, радостная наша уверенность, что только одному Царю и одному Царству нет и не будет конца.
протопресвитер Александр Шмеман