Пресвятая Богородица занимает в нашей жизни очень важное место. И постовое время, в которое мы вошли со вчерашнего дня, также посвящено Ей. Но что мы знаем о Ней? Ежедневно мы приносим ей наши скорби и радости в молитвах. Но кто Она для нас? В дни Успенского поста, готовясь к Ее празднику, мы будем говорить и размышлять о Божией Матери.
Наименования Девы Марии
Мы именуем Деву Марию Богородицей, Владычицей, Божией Матерью, Царицей Небесной и Приснодевой, но в Евангелиях таких наименований встретить не удастся. Уже в V веке произошел довольно ожесточенный богословский спор, во время которого патриарх Несторий возражал против наименоаня Марии Богородицей. Даже в наши времена можно встретить верующих, утверждающих, что у Бога нет и не может быть Матери, потому что Божество по Своему определению вечно, безначально и не можеть быть рождено никем, никак и никогда.
“Матерь Иисуса” – звучит просто и очевидно. Другое евангельское наименование – “Матерь Господа” Так называет Ее Елисавета: “И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?” (Лк.1:43). В этом случае значимось обращения очевидно возрастает.
Далее – “Раба Господня”. Так называет Себя Она, когда отвечает Архангелу Гавриилу: “Се, Раба Господня, да будет мне по слову твоему” (Лк. 1:38). Она ощущает Себя Рабой Господней. Нам сложно разделить с Ней это ощущение, для нас Она всегда – Честнейшая Херувим. Но абсолютно никто не может быть унижен тем, что именуется рабом или рабой Господней, об этом необходимо помнить.
В истории Благовещения Она именуется Девой (лк.1:27). Дева в евангельском смысле – это не просто девственница, а нечно гораздо болошее. И когда Мария именуется Девой, то этому придается богословский, а не узкоанатомический смысл.
Она- Благодатная: “Радуйста, Благодатная, Госпдь с Тбою” (Лк.1:28). Западная Цервковь, например, на этих словах основывает свое богословеи.
И наконец, “Жена (Жено)”. Этим словом Она именуется, когда стоит у Креса (Ин.19:25-27); в Кане Галилейской (Ин. 2:4), а также у апотола Павла в Послании к Галатам (4:;), где говорится, что “когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от Жены”.
Все эти наименования содержаться в Священном Писании.