Молитва за усопших творится в Церкви непрестанно, однако в разное время церковного года и на разных богослужениях устав предлагает нам разные формы поминовения наших почивших близких.
Умирающие православные христиане не перестают быть членами Церкви, сохраняя с нею и со всеми остальными ее чадами реальное, живое общение. В наиболее тесное взаимодействие друг с другом, со всей Церковью и с усопшими мы вступаем во время богослужения и молитвы. Молитва – главная сила этого единения и наш долг по отношению к нашим близким – как живым, так и почившим.
Этот наш долг – самое главное, что мы можем дать нашим родным. В песнопениях отпевания Церковь вкладывает в уста усопшего такие слова: «Молю всех знаемых (знакомых) и другов (друзей) моих: братие мои возлюбленнии, не забывайте мя, егда (когда) поете Господа, но поминайте братство и молите Бога, да упокоит мя с праведными Господь». Сами почившие ждут от нас наших молитв.
Особые дни молитвы за усопших: Вселенские родительские субботы
Кроме молитв на ежедневном богослужении, Церковь выделяет некоторые дни года специально для заупокойного поминовения. Наиболее усиливаются заупокойные моления в две так называемые вселенские родительские субботы: перед неделями (воскресеньями) Мясопустной (с которой начинается Масленица) и Пятидесяницы (Троицы). В эти два дня живые члены Церкви приглашаются как бы забыть самих себя и, сократив до минимума воспоминания о святых, в усиленной молитве об умерших непрославленных членах Церкви, родных и чужих, знаемых и незнаемых, всех возрастов и состояний, всех времен и народов, вообще всех прежде почивших, в истинной вере скончавшихся, – явить в полной мере свою братскую любовь к ним. Для этих дней составлены особые умилительные службы, а воспоминания о других праздниках, если они попадают на эти дни, переносится или вовсе отменяется.
Люди нередко смотрят на родительские субботы как на предназначенные главным образом, если не исключительно, для поминовения наших сродников и друзей. Однако Церковь призывает нас молиться и о тех, у кого уже не осталось на земле никого, и о тех, кто не имел ни родных, ни знакомых. У нас есть еще множество братьев во Христе, которых мы, и не видавши, должны любить, о которых, даже и не зная их имен, мы должны молиться. Можно в этот день и о упокоении великих писателей или ученых помолиться, о Пушкине или Менделееве: помнить-то мы о них помним, но часто ли стараемся помочь им молитвой?
Из книги епископа Афанасия (Сахарова)
«О поминовении усопших по уставу Православной церкви”