В порядке евангельских чтений святая Церковь в нынешний воскресный день предложила нам повествование об исцелении Спасителем расслабленного в Капернауме. Это евангельское чтение предлагается верующим дважды в году. Уже одно это обстоятельство показывает, сколь назидательна предлагаемая священная повесть и как важно для христианина остановить на ней свое внимание.
Владыка Христос являет над немощным человеком двойную милость—дар прощения грехов и дар исцеления.
Все Евангелие наполнено повествованием о чудесных делах милосердия Божия по отношению к бедствующим и заблуждающимся людям, и там же возвещается, что главной причиной почти всех болезней, бед и несчастий бывают грехи, это величайшее зло, несчастье рода человеческого, этот корень всех зол и самого великого зла-смерти, временной и вечной. Потому-то Господь, врачуя расслабленного, врачует прежде болящую грехами душу, а потом уже тело. “Чадо,—говорит Он расслабленному,—прощаются тебе грехи твои” (Мф.9,2). А это значит, что в болезнях наших мы должны смиренно и глубоко сознавать грехи свои и искренно каяться в них, прося у Бога прощения и оставления. Плотские страсти порабощают, оскверняют, удаляют душу от Бога и в конце концов часто приводят нас не только к болезни, но и к гибели.
Чтобы понять величие дара расслабленному—прощение Господом грехов его, уясним себе еще раз, какое несчастье и какая пагуба для человека есть грех. Грех есть беззаконие (1 Ин.3,4), т.е. нарушение Божьего закона, данного человеку, и прежде всего, закона любви к Богу и ближнему; восстание против Бога, Его величия и святости, неповиновение Ему и сочетание с диаволом, зачинщиком всякого греха; восстание человека грешника против себя, своей души и тела, против совести. Грех есть искажение в нас образа Божия. Грех есть нечистота, прелесть вражия, постыдный плен, скорбь и адская тьма, нравственный хаос, расслабление душевное и телесное, вольный и страшный недуг и, если грешник не раскается,—окаменение сердца и смерть.
Грех подвергает нас смертельным болезням и бедствиям не только потому, что он есть нравственное зло, но и потому, что удаляет нас от Бога, источника жизни и добра, с удалением Которого, по словам пророка, все мятется, умирает и в персть свою возвращается (Пс. 103,29). Грех влечет за собой праведный Божий гнев и возмездие. Возмездием же за грех, по закону правосудия Божия, обыкновенно бывает смерть (Рим.6,23). Потому апостол восклицает: горе и беда всякой душе человека, делающего зло (Рим.2,9).
Когда Сын Божий уничтожил главную причину болезни расслабленного—простил ему грехи, то естественно должна была прекратиться и болезнь этого человека—он выздоровел. “Блажен, кому отпущены беззакония и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха” (Пс.31,1-2).
Почему же Господь исцелил расслабленного и за что?—За веру носильщиков и его самого: “Видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои; встань, возьми постель твою, и иди в дом твой” (Мф.9,1-7; Мк.2,1-12). Вот что значит вера. За одну веру—избавление от скольких зол. Имейте же веру Божию, призывает нас слово Божие, если же кто не имеет, то пусть просит ее у Бога, дающего всем просто и без упреков,—и дастся ему (Иак.1,5).
С верою—блаженна жизнь. Имея веру, человек избавляется от грехов и удостаивается Божественного мира. Вера есть неоценимое, нетленное сокровище небес. Кто верует, тот живет во свете, тот старается жить свято,—всячески бережется греха, если же согрешает по немощи, то немедленно приносит Богу покаяние.
За покаяние и веру в искупительные страдания Господа нам даруется прощение грехов, а вместе с этим— забвение прошлого, облегчение совести, бодрость, подъем духа для большего нравственного восхождения. Тогда появляется сознание особой нравственной силы и уверенности: “Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе”,—говорит Апостол (Флп.4,13).
Верою в Бога и искренним к Нему обращением надо врачевать свою грехами расслабленную душу и тело. Только видя веру нашу, Милосердный Господь скажет: “Дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои, встань… и иди” (Мф.9,2,7).
митрополит Владимир (Сабодан)