“Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними” (Лк.6,31). Вот краткое наставление Господа Иисуса Христа о том, как следует жить нам по закону Божию. Чего вы желаете себе, того желайте и другим, и чего не желаете и не делаете себе, того не желайте и не делайте другим. Еще в Ветхом Завете один из мудрецов говорил: не рой другому яму, сам упадешь в нее; не расставляй другому сети, сам попадешь в них (Сир.27,29).
Чтобы мы ни сделали плохого другому—рано или поздно сами потерпим от этого. “Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам… Какою мерою мерите, такою же отмерится и вам” (Лк.6,37-38).
В обыденной жизни мы забываем эти золотые правила. О других думаем и говорим что попало, на самих же себя никогда не посмотрим. Если и имеем какое-либо доброе намерение, то всегда осуществляем его с выгодой для себя, ничего не уступая. А между тем, Господь говорит: “Если любите любящих вас, какая вам за это благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают… Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым” (Лк.6,32-33,35).
Господь говорит, что добро делают своим и грешники—язычники. За что же христианину получать награду, если он будет жить так же, как живут язычники. Христианская любовь должна быть выше обыкновенной человеческой любви. Она должна распространяться не только на своих, но и на чужих. Все христиане—дети Отца Небесного, искупленные кровью Единородного Сына Божия; все мы члены одной семьи—Церкви, руководимые ею к небесному отечеству. Может ли быть в этой семье место вражде и ненависти, зависти и ссорам, даже просто неласковому обращению с другими? По крайней мере, не должно бы быть. В живом сознании этого, у всех верующих первенствующей Церкви было одно сердце и одна душа (Деян.4,32).
Трудны эти заповеди для нас, немощных, склонных более ко злу, чем к добру, особенно трудна заповедь о любви к врагам. Трудны они, но нельзя назвать их невозможными для исполнения. Если бы это было невозможно, Господь не заповедал бы нам исполнять невозможное. Кто научится стремиться ко всему доброму и будет просить у Бога помощи, тому все возможно.
Обратим, братия и сестры, наше внимание на заповедь о любви к врагам. Как и в чем должна выражаться эта любовь? Прежде всего, нужно знать, кто наши настоящие враги. Мы иногда спешим назвать своим врагом того, кто не враг нам, а просто ближний наш, вольно или невольно сделавший нам неприятность. Истинный враг наш тот, кто вредит нашей душе, нашему спасению. Враг наш тот, кто напрасно ненавидит нас, старается отнять жизнь, здоровье, имущество, повредить нашему доброму имени.
В чем должна проявляться наша любовь к врагам? Любить врагов, не мстить им, не делать зла—это не то же, что потворствовать злу или замалчивать его. Зло-всегда зло, и со злом надо бороться во всех его видах и проявлениях. Его надо искоренять по возможности добром, любовью, молитвою, увещаниями, благотворением или праведным наказанием и, в крайнем случае—извержением злого человека из среды своей. “Измите злого от вас самих” (1 Кор.5,13).
В лице врага надо видеть то же творение Божие, но заблудившееся, душевно больное, оказавшееся в гибельном состоянии. Долг христианина—попробовать всячески исправить, спасти его.
Чтобы научиться любить врагов, по заповеди Христа, нам нужно учиться не мстить врагам, не платить злом за зло, ибо от этого только умножается зло. Если вы решили не мстить врагу, вы уже исполнили заповедь Христа, вы уже одержали великую победу не над людьми, а над собою, над злом, над диаволом—виновником зла.
Хорошо не мстить врагу, но еще лучше делать добро врагу. Это—добрый знак, и если вы это сделали, вы взошли на другую, высшую ступень незлобия. Вы явились подражателем Христа, молившегося за врагов своих на кресте и спасшего своего гонителя Савла.
Такую добродетель явил в жизни своей преподобный Серафим Саровский. Разбойники, требуя от него денег, избили его, оставив еле жива, но когда они были пойманы и должны были предстать суду, преподобный Серафим просил о их прощении, что было исполнено.
Итак, с помощью Божией, постараемся любить всех людей, и добрых и злых, любить, как любим самих себя, а это значит: желать другим того, чего себе желаешь. Любя людей, познаешь Бога и возлюбишь Его, заповедавшего любить ближних (1 Ин.4,8,20). Через любовь к людям мы уподобляемся Самому Богу, потому что Бог любовь есть (1 Ин.4,8,16), и исполняем закон Божий: “Любящий другого исполнил закон” (Рим. 13,8).